В начале октября ижевские соцсети облетело шокирующее видео: группа подростков жестоко избивает сверстницу. На кадрах видно, что 17-летняя девушка, закрыв голову руками, лежит на земле и просит пощады.
Из-за чего школьники проявили небывалую жестокость? Как обезопасить своего ребёнка, чтобы он не оказался на месте жертвы или нападающего?
Заманила в лес
Потасовка произошла в лесополосе Устиновского района 29 сентября. Кто и с какой целью выложил видео в Интернет – доподлинно неизвестно. На видео группа школьников, которым от 10 до 16 лет, окружила беззащитную девушку. Подростки бьют её ногами, прыгают сверху, таскают за волосы, оскорбляют и продумывают другие способы издевательства. В это время жертва лежит на земле и пытается закрыться от ударов руками. Девушка просит остановиться и спрашивает, за что её бьют. Сколько длились издевательства – неизвестно. В Сеть попали только несколько минут жуткого видео.
Инцидентом заинтересовались Следственное управление СК России по Удмуртии и прокуратура Устиновского района.
«Следствию известно, что предполагаемая зачинщица драки стоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, – рассказали в пресс-службе ведомства. – Это 16-летняя знакомая потерпевшей. Ранее школьница уже имела условное наказание за разбой. За период с января по октябрь 2019 г. она избила 10-летнего мальчика, похитила у него деньги. Злоумышленница также требовала деньги и избивала другого 10-летнего мальчика. Девушке предъявили обвинение по статьям «побои», «грабёж», «вымогательство».
Сама пострадавшая сейчас требует справедливого суда, а также публичных извинений. Впервые после инцидента девушки и их родители встретились в студии программы «Мужское/Женское» (16+) на федеральном канале. Выяснилось, что ранее девушки были подругами. Ссора между ними произошла из-за того, что одна из них рассказала жене их общего знакомого о его связи с подругой. Зачинщица драки решила отомстить и заманила жертву в лес, где их уже поджидала толпа.
Жестокость не бывает случайной
Почему так часто дети выходят за рамки дозволенного и что движет разъярённой толпой?
«У каждого избивающего подростка свои мотивы. Кто-то идёт за лидером, так как не чувствует силы сказать «нет» своей группе и не может отказаться от сопричастности к преступлению. Кто-то в собственной семье испытал насилие, издевательство. И теперь сам отыгрывается на слабом, – рассказывает детский и семейный психолог, гештальт-терапевт Екатерина Сосновская. – Подобные жестокие случаи точно не происходят случайно. Потребность к насилию формируется постепенно. На каком-то из этапов ребёнок может взять власть, к которой не будет готов, и ощущение всемогущества захватит его. Одна из причин нарушения поведения подростков – отсутствие иерархической составляющей в воспитании. Дети ведут за собой взрослых. Они принимают решения и берут ответственность на себя во многих вопросах, которые им ещё рано решать».
Сама реакция группирования у подростков является нормой в этом возрасте. Это сложившаяся веками возрастная привычка.
Раньше в этот период дети отрывались от дома, кучковались вокруг взрослого наставника и изучали ремесло, – поясняет психолог. – Привычка осталась, но от отсутствия положительной направленности в деятельности, общей идеологии и понимания, куда мы стремимся, мотивы становятся извращёнными. Энергия подростков направляется не в то русло. Сейчас учителя часто сами провоцируют появление изгоев в классе своим отношением. Они склонны винить во всём жертву, которая попала под прицел одноклассников. Ты ведь слишком эмоционален, плохо учишься и тому подобное, поэтому тебя и дразнят, издеваются. Родителям и учителям полезно знать: если дети угрожают кому-либо, дразнят, унижают другого ребёнка, то это в любом случае называется насилием и злом. Этот процесс нужно останавливать».
На месте пострадавшей девушки мог оказаться каждый. Иногда родители даже не догадываются, что над его ребёнком издеваются. Если вы заметили, что одежда ребёнка нетипично грязная, у него сломанные вещи, ребёнок стал нервным, плохо спит и отказывается идти в школу, начинайте прояснять ситуацию.