С момента трагедии в школе №88, в которой при стрельбе погибли дети и взрослые, прошло чуть больше месяца. За это время тему безопасности учащихся активно обсуждали все: чиновники, общественники, депутаты и силовики. Однако дальше слов дело пока не сдвинулось.
Системный подход
В первые дни после стрельбы местные власти выдвинули большой список предложений по усилению охраны детей – от дежурства нарядов Росгвардии и полиции до видеодомофонов на калитках. Но спустя какое-то время усиленная вооружённая охрана в школах исчезла, а домофоны так и не появились. Вернулись к тому, что было.
«Мы выходили с проверкой в одну из школ через несколько дней после нападения. Думаете, что там после такого ЧП? На вызов по тревожной кнопке ЧОПа просто никто не приехал. Системные меры пока находятся только на стадии обсуждений. На прошлой неделе мы провели круглый стол по этой проблеме. Прозвучало много правильных слов. Только вот когда, как, с кем и, главное, на какие деньги всё это можно реализовать, пока никто не может ответить, – рассказывает советник главы Ижевска по общественным инициативам и коммуникациям, бывший председатель Общественной палаты города Анастасия Власова. – Для Общественной палаты модернизация системы охраны образовательных учреждений была одним из главных проектов. Но довести его до ощутимого результата нам так и не удалось. Перебороть бюрократическую систему очень тяжело. Но сейчас мы просто обязаны не молчать, говорить об этом ещё больше, предлагать решения, изменить ситуацию».
Анастасия Власова обратилась к главе Удмуртии Александру Бречалову с просьбой взять под свой контроль обеспечение охраны должного уровня. В том числе продвижение темы на федеральном уровне, чтобы разработать единый стандарт безопасности образовательных учреждений по всей России. Такой документ сможет регламентировать полный комплекс мер – от контроля доступа и технических систем охраны до требований к ЧОПам и мерам ответственности должностных лиц.
По мнению Анастасии Власовой, не менее важны изменения стандартов и в системе психиатрической помощи. Поскольку в клиниках отлично знают своих «подопечных», представляющих потенциальную угрозу для общества. А сделать ничего не могут – жалоб на них нет. Ранее мы уже писали, что врачи Удмуртии готовы выйти с инициативой о внесении в закон «О психиатрической помощи» возможности осматривать человека через решение суда, например, по обращению родственников (Неподсудные? Закон о психиатрической помощи хотят ужесточить – «Аргументы и факты в Удмуртии» №43 от 26.10.22 г.).
Денежный вопрос
Но самый актуальный вопрос – финансирование всей этой модернизации системы безопасности. Ни региональные, ни тем более местные бюджеты такой нагрузки не выдержат – нужного объёма средств там просто нет. Поэтому без поддержки федерального центра здесь не обойтись.
«На обеспечение безопасности в детсадах и школах на 2022 г. из бюджета выделили беспрецедентную сумму – 1,3 млрд руб., однако это не помогло предотвратить трагедию в школе, – сообщила заместитель председателя Государственного совета – председатель постоянной комиссии по науке, образованию и поддержке развития институтов гражданского общества Татьяна Ишматова. – Предлагаем рассмотреть изменения в российский закон «Об образовании», чтобы ответственность за обеспечение безопасности обучающихся лежала не только на директоре школы или руководителе дошкольного учреждения. Кроме этого, считаем целесообразным рассмотреть передачу функционала по охране грамотным, обученным людям, а не просто частным охранным предприятиям».
Предлагаемые изменения депутаты Госсовета направят премьеру РФ Михаилу Мишустину. Отметим, что в предыдущем созыве парламентарии уже выходили с инициативой о разработке федеральной программы по антитеррористическим мерам в учебных заведениях. Но предложение осталось без внимания. Будут ли ответ и, главное, реальные действия в этот раз?