Примерное время чтения: 7 минут
467

Шедевры живописи «окуклились». Необычные гости приехали в Ижевск

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Аргументы и Факты в Удмуртии 15/06/2016
Анна Вардугина / АиФ

Творческий вызов

Выставка «Кукольные сезоны в Ижевске» проводится раз в два года: слишком трудоемким оказывается процесс подготовки выставки, слишком кропотлива сама работа художников, которые просто не могут «штамповать» коллекционного класса кукол по конвейерному принципу.

Огромной удачей Ижевска оказалось участие в выставке московской галереи кукол «ВахтановЪ» - одного из пионеров продвижения авторской куклы в России, работающего с признанными мастерами со всей страны. Около двухсот кукол, которые представила директор галереи и коллекционер Ирина Мызина, демонстрируют весь спектр современной авторской куклы – от мишек Тедди до роскошной коллекционной куклы, украшенной кружевом ручной работы, вышивкой бисером и мелким жемчугом, поражающей проработкой лиц и каждой детали костюма.

Каждый раз «Галерея» определяет главную тему выставки. В этот раз кукольные сезоны получили подзаголовок «Сошедшие с полотен»: художникам предложили, ни много ни мало, воплотить персонажей мировой графики и живописи. Придать им объем и новую фактуру. Для большинства художников Ижевска это предложение стало творческим вызовом: до сих пор они работали с собственными образами, полагаясь только на свои фантазию, вкус и чутьё и были абсолютно свободны в формировании характера своего персонажа.

Создание куклы - кропотливая работа.
Создание куклы - кропотливая работа. Фото: АиФ/ Анна Вардугина

«Овеществление» уже созданного героя требовало особой ответственности: художнику-кукольнику нужно было создать не только интересную, «живую» куклу, но и не исказить образ, когда-то уже придуманный и ставший частью мирового культурного контекста. Творческие ограничения, казалось, подстерегали со всех сторон. Работать с полотнами, входящими в золотой фонд мировых шедевров, значило необходимость готовиться к критике: непременно найдутся зрители, которым не понравится такое провокационное, игровое обращение с классикой. А обращение к творчеству ныне живущих художников требует выполнения ряда требований, связанных с авторским правом. В первую очередь, необходимо согласие самого художника, чтобы его живописных или графических персонажей представили в виде кукол.

Чудаки нашего времени

И всё-таки художники рискнули. На конкурсной части выставки «Сошедшие с полотен» представлены несколько десятков кукол, созданных по мотивам картин художников разных стран и эпох. Многие кукольники не побоялись вступить в творческий диалог с современниками – на выставке есть куклы-персонажи Бориса Иванова, Владимира Любарова, Анны Силивончик – художников из России и Белоруссии, создающих свои авторские миры на грани фольклорного и примитивного искусства, рассказывающих о своих героях с лирической, ироничной и философской интонацией. Борис Иванов, персональная выставка которого проходила в «Галерее» пару лет назад, и сам представил деревянную куклу из своего уже легендарного цикла «Планета толстяков». Есть на выставке и парафразы картин художников из Удмуртии Василия Мустаева и Елены Ведерниковой. Известный как иллюстратор детских книг, Мустаев вдохновил мастера-кукольника Надежду Степанову на создание хулиганской, с мухоморами в экстравагантной шляпе и ватным облачком дыма изо рта Бабы-Яги. Ижевская художница Ирина Попова, виртуозно создающая механические куклы, представила на выставке удивительную карусель с персонажами из любаровской деревни Перемилово – чудаковатыми, наивными, трогательными, немного старомодными.
Классики среди современников

Информация о выставке-конкурсе, которая готовится в Ижевске, быстро распространилась в сообществе мастеров-кукольников. К проекту присоединились художники из разных регионов России. Экспрессивные, яркие, стильные куклы-портреты модели Тулуз-Лотрека - Жанны Авриль создала художница из Тулы Мила Ямпольская. Кукольная Жанна лихо отплясывает канкан – над высоко поднятой стройной ногой в черном чулке пенится розовее кружево платья и белый шелк мелко плиссированной нижней юбки. На рыжих волосах – кокетливый головной убор с черной сеточкой и страусиным пером. Внутренний импульс этой тонкой фигурки, балансирующей на одной ноге, так силен, что возникает иллюзия настоящего танца – бесшабашного, свободного, дерзкого.

Эта дерзкая танцовщица поражает мастерством своего исполнения.
Эта дерзкая танцовщица поражает мастерством своего исполнения. Фото: АиФ/ Анна Вардугина

Художница из Перми Оксана Ахмадыршина уже давно признавалась в своей любви к картинам в технике батик (росписи по шелку) ижевчанки Елены Ведерниковой. Проект «Сошедшие с полотен» стал решающим для нее толчком к тому, чтобы приступить к созданию сложной многофигурной композиции по мотивам шелковой картины Ведерниковой «На половине лета». Используя технику папье-маше, краски и текстиль, художница не просто придала объем сюжету, но и деликатно передала настроение оригинала – почти прозрачный нежный тон батика, с его акварельными переходами цвета и негромкими интонациями. Лица детей-едоков арбуза прописаны тончайшими штрихами, каждая складочка их юбочек и коротких штанишек тщательно проработана. Приглушенные тона композиции превращают ее в воспоминание о детстве, слегка подернутое дымкой прошедших лет. Жюри конкурса, пораженное бережным и умным воплощением сюжета Елены Ведерниковой, наградило дипломом «Живое воплощение».

Диплом «Мастер Откровение» жюри отдало юной ижевской художнице Елене Морозовой. Созданная ею кукла «Курильщик» поразительно точно воспроизводит героя одноименной картины, написанной ровно 130 лет назад не слишком известным в России греческим художником Георгиосом Яковидисом.  Этой работой - одновременно очень серьезной и по-пацански хулиганской, Морозова открыла широкой публике не только свой талант, но и большого мастера живописи. Их теперь уже общий с Яковидисом герой – своеобразный европейский Гекельберри Финн, - отважный и пытливый ребенок, познающий взрослый мир.

По словам художников, большинство из них вряд ли продолжит работать с темой «окукливания» картин: свои собственные образы и сюжеты создавать интереснее. Но эксперимент заставил их свежим взглядом оценить пластику и объем живописных холстов и создать несколько десятков удивительных кукол. А значит, он удался.

Выставка будет работать до 31 июля.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах