Примерное время чтения: 8 минут
319

Очарование музыкой. К каким сюрпризам должен быть готов зритель?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. «Аргументы и Факты в Удмуртии» 08/02/2017
Юбилейный фестиваль, по мнению, Алексея Фомина, должен запомниться как уровнем артистов, так и насыщенной программой.
Юбилейный фестиваль, по мнению, Алексея Фомина, должен запомниться как уровнем артистов, так и насыщенной программой. / Галина Павлова / АиФ
Весной в Удмуртии состоится 60-й юбилейный фестиваль «На родине П.И. Чайковского». Коррепспондент «АиФ-Удмуртии» выснила, чем он будет отличаться от предыдущих?

«Ежегодный фестиваль, который проходил на родине нашего земляка Петра Ильича Чайковского, имел статус музыкального, — рассказывает Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии. — Но в этом году мы решили поэкспериментировать и назвали его "фестиваль искусств"». 

Рекордное число концертов

Галина Павлова, «АиФ-Удмуртия»: Значит, зрителям предстоит побывать не только на концертных площадках?

Алексей Фомин: Да, в программу фестиваля будут включены выставки, поэтические вечера и мероприятия в музеях. Поскольку это 60-й фестиваль, то будет организовано 60 концертов, которые состоятся не только в Ижевске и Воткинске, но и в других городах и районах Удмуртии. 

— В минувшие годы фестиваль проводился за счёт средств республиканского бюджета и спонсоров. А как в этом году?

— В этом году впервые, благодаря поддержке Министерства культуры России, на проведение фестиваля будут направлены средства из федерального бюджета — 4 млн руб. Ещё 6,5 млн руб. выделены из бюджета республики.  

—  Известна ли дата, когда будет дан старт фестивальным концертам?

— Открытие фестиваля состоится 11 марта в Воткинске. С единственным сольным концертом выступит пианист Денис Мацуев. 

В рамках фестиваля пройдут 60 концертов.

— Кого из звёзд ещё увидят зрители?

— Это Анатолий Белый, актер МХТ им. Чехова. Он представит просветительский проект «Кинопоэзия». Любители современного балета смогут посмотреть данс-спектакли лауреата премии «Золотая маска» — «Эксцентрик-балет». Это авторский театр танца Сергея Смирнова. Поклонники народной музыки смогут побывать на концерте Рязанского академического русского народного хора. А любителей джаза ожидает концерт знаменитого оркестра Игоря Бутмана. Кроме того, в фестивале примут участие наши земляки, живущие и работающие  в разных городах мира: Мария Пахарь, солистка Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Александр Перевощиков, солист Челябинского театра оперы и балета, Михаил Шиляев, пианист,  живущий в Лондоне. Дирижировать оркестром будет Виктор Олин — наш земляк, главный дирижёр Краснодарского музыкального театра. 

— Приедет ли  Дмитрий Хворостовский? 

— Надеюсь, что Дмитрий Хворостовский всё-таки приедет в Воткинск и выступит 7 мая вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е. Ф. Светланова. 

Высокое звучание

— Вы были назначены директором филармонии пять лет назад. Что вам удалось сделать за это время?

— Пять лет назад мне было всего 27 лет. Назначение было для меня большой неожиданностью. Тогда я не разбирался в маркетинге, в финансовых вопросах, не знал даже, как подписывать счета.  Но меня поддержали коллеги. Главное, что удалось сделать за эти годы — создать сплочённую, работоспособную команду. Всё, начиная с гардеробщиков и заканчивая артистами, работают на результат: зрители должны ощущать атмосферу праздника.

— Горожане заметили, что за последние годы филармония преобразилась. 

— Высокая музыка не должна звучать в сарае. Поэтому несколько лет назад мы провели ремонт в зрительном зале. Постарались улучшить акустику, установили кресла, хотя и не совсем новые. Полностью заменили световое и звуковое оборудование. Отремонтировали все репетиционные помещения, в том числе, хоровой и балетный классы для ансамбля «Италмас». 

Высокая музыка не должна звучать в сарае.

— Изменился ли репертуар?

— Да, и это — главное. Мы кардинально  изменили подход к формированию  репертуара. Ведь основная задача филармонии — продвижение академической музыки, а также реализация необычных проектов, которые зрители не увидят по телевидению. С удовольствием приглашаем артистов и музыкантов, с которыми сотрудничаем уже многие годы: пианиста Даниила Крамера, артистку Нину Шацкую, а также одного из лучших теноров России — Александра Захарова. Но вместе с ними появились и новые друзья — например, пианист Филипп Копачевский и скрипач Павел Милюков. Радует, что все они с радостью приезжают к нам, а зрители очень тепло принимают их.

«Не могу жить без сцены»

— Вы, несмотря на занятость, выступаете?

— Признаюсь честно, что я не могу жить без сцены. Продолжаю свою дирижёрскую деятельность. Например, в конце января стоял за дирижерским пультом на спектакле «Бабий бунт» в Театре оперы и балета. В марте там же буду дирижировать оркестром в детском спектакле «Золотой цыплёнок». А в октябре на сцене этого театра пройдет большой концерт «Калина красная», в котором симфонический оркестр Удмуртской Республики выступит с академической хоровой капеллой нашей филармонии. И я буду дирижировать.

— В свободное время ходите на концерты или в театры?

— На концерты звезд шоу-бизнеса я не хожу, зато часто бываю на спектаклях Национального театра Удмуртии и Театра оперы и балета. Также смотрю все концерты, которые проходят в нашей филармонии. И, если даже по какой-то причине не могу прийти на концерт, то потом просматриваю его в записи.

Досье АиФ
Алексей Фомин родился 11 июня 1983 года в деревне Баграш Бигра Малопургинского района Удмуртии. Учился в республиканской школе-интернате для одаренных детей в Ижевске, занимался музыкой, играл на баяне. После окончания школы поступил в музыкальное училище, а затем — в Уральскую консерваторию им. Мусоргского на отделение народных инструментов. В 2006 году окончил консерваторию по двум специальностям — «дирижирование», и «инструментальное исполнительство». Вернувшись в Ижевск, был принят на должность дирижера оркестра театра оперы и балета. В 2009 году перешёл на работу в Удмуртскую филармонию. С 2011 года является директором филармонии.

— То есть вам важно знать всё, что происходит в филармонии?

— Я думаю, что для каждого хозяина дома или директора предприятия, важно, что происходит в его заведении. Я всегда обращаю внимание на то, как улыбаются наши контролёры, надеты ли белые перчатки у гардеробщиков, как воспринимает зритель происходящее на сцене. Ведь если мы плохо встретим зрителей, то они больше к нам не придут. Приятно, что в последние годы зрительный зал почти всегда полон. Это говорит о том, что ижевчане тянутся к высокому искусству. Особенно радует, что к нам всё чаще стала приходить молодёжь. 

В творческом поиске

— С прошлого года вы являетесь не только директором филармонии, но и  руководителем ансамбля песни и танца «Италмас». Как удается совмещать две должности?

— Сложно. Приходится много времени заниматься решением различных организационных, юридических и бухгалтерских вопросов. Дело в том, что последние годы «Италмас» жил на том репертуаре, который создавался в советское время. Ничего нового не создавалось. И главная задача сейчас — создать новый репертуар. Я не знаю, что это будет: копирование других коллективов или создание собственного репертуара. Понятно, что второго Мамонтова у нас не будет. Поэтому мы должны найти и создать новые концертные номера. Это непросто. Я считаю, что «Италмас» должен исполнять песни и танцы разных народов, в том числе знаменитые музыкальные  произведения, например, «Калинку». Недавно мы приобрели партитуру у нашего известного композитора Сергея Черезова. Он написал сюиту в восьми частях, посвящённую Масленице. И сейчас «Италмас» занимается постановкой масленичного обряда и представит его на концерте в конце февраля. 

— Удалось ли вам сохранить детскую студию?

— Когда год назад меня назначили директором «Италмаса», в детской студии было всего 26 человек. Я предложил моему другу Петру Овчинникову, который окончил Новосибирское хореографическое училище и работал в Театре оперы и балета в Ижевске, возглавить эту студию. Тем более, что он сам когда-то занимался в «Италмасе». Он набрал новую команду преподавателей, которые имеют профессиональное образование. Сейчас в студии занимается сто детей. Первые результаты их работы мы увидим на отчётном концерте в мае. Кстати, моя четырёхлетняя дочь Катя тоже занимается в детской студии «Италмас». Я думал, что она долго не выдержит, но прошло уже несколько месяцев, а Катя с удовольствием ходит на занятия.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах