aif.ru counter
549

Музей-усадьба Чайковского: почему не стоит откладывать его посещение?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «Аргументы и Факты в Удмуртии» 07/09/2016
Анна Вардугина / АиФ

Когда музей-усадьбу Чайковского в Воткинске открыли после глобальной реконструкции весной прошлого года, в доме детства Чайковского едва ли не каждый день встречали знаменитых гостей – от Дениса Мацуева до Валерия Гергиева, фотографии обновленных интерьеров особняка были на страницах всех республиканских изданий. Когда торжества закончились, о музее-усадьбе, казалось забыли. Но на самом деле, за прошедший год музей развернул в Воткинске настолько активную проектную (творческую и социальную) деятельность, что стал важнейшей городской площадкой и создал условия для объединения и взаимодействия сотен и тысяч земляков Чайковского. Директор музея Татьяна Неганова рассказала о том, как музею удалось занять ключевое место в жизни Воткинска.

Всегда успеется?

Анна Вардугина, «АиФ-Удмуртия»: Татьяна Николаевна, в чём самая большая сложность привлечь горожан в такой музей, как ваш?

Татьяна Неганова, директор музея-усадьбы П.И. Чайковского: Особенность нашего музея в том, что он посвящён монотеме – это дом детства Петра Ильича Чайковского и его семьи. Здесь действует постоянная экспозиция, и посетитель зачастую думает: я внимательно всё рассмотрел, послушал рассказ экскурсовода и за один раз получил всё, что этот музей может предложить. Зачем возвращаться? Кроме того, отношение к местным музеям сформировано стереотипами - горожанам кажется, что «большое видится на расстоянии», и «там хорошо, где нас нет». Поэтому они стремятся поехать в музеи Москвы, Санкт-Петербурга, европейских столиц. Убеждены, что в крупных городах и искусство «крупнее», «круче». И до музея в родном городе не доходят: заранее не верят, что там можно увидеть что-то уникальное. Работает и психологическая установка «всегда успеется» - зачем торопиться в «музей по соседству», если он под боком, туда можно прийти и через неделю, и через месяц. В результате посещение откладывается на годы. Изменить эту ситуацию могут значимые события, происходящие в музее – люди мобилизуются, приходят на единственный в своем роде усадебный праздник, концерт или лекцию. Понимая всё это, мы в течение последнего года организовали такую интенсивность событий, что повод прийти к нам у горожан появляется практически каждую неделю.

Новый старый сад

- Что же происходит в музее-усадьбе?

- Сейчас территория музейного комплекса открыта для прогулок. К сожалению, в наших городах не слишком много благоустроенных, творчески переосмысленных территорий для отдыха, поэтому возможность прийти всей семьёй в живописное, ухоженное место - уже большой плюс для Воткинска. А мы очень серьёзно поработали с ландшафтным дизайном. Разбили сад с розами, цветами-медоносами и другими цветами – в каждом уголке усадьбы они разные. Поставили на газонах арт-объекты: оригинальные деревянные скульптуры Анатолия Степанова. Позаботились о фонарях и лавочках, открыли детскую площадку и создали библиотеку.

И сейчас каждое утро сотрудники музея, обходя территорию, замечают знакомые лица, здороваются с постоянными посетителями – это и семьи с детьми, и пожилые люди, и молодёжь. Они говорят, что полчаса неспешной прогулки среди благоухающих цветов и старинных зданий – это терапия красотой. А кто-то приходит сюда просто почитать книгу в тени лип, среди цветов. И для музея это не только присоединение функции городского сада, но и дополнительный, интерактивный, способ рассказать о жизни российского дворянства в провинции. Проводя время на территории усадьбы, горожане на какое-то время оказываются погружены в ту же повседневную жизнь, что вели Чайковские и подобные им семьи в XIX веке - музицировали, читали, устраивали обеды, варили варенье.

- Неужели и до варки варенья в усадьбе дело дошло?

- Дошло! В этом году мы уже сварили вишнёвое варенье и предлагаем его нашим гостям с тонкими блинчиками и чаем на травах. Гастрономический туризм неслучайно так популярен во всем мире. В марте мы впервые попробовали новую для нас форму работы – гастрономический фестиваль. Россия славится блинами, и наш фестиваль мы назвали «Русский блинчик». Не только угощали, но и устраивали конкурс – на скорость печения блинов, на подбрасывания... Мастеров, которые умеют крутить «блинное сальто» оказалось мало, а вот в конкурсе на скорость выпекания были отличные успехи. Думаю, мы будем развивать гастро-фестиваль. Возможно, его отличительной чертой будет варенье из ягод и фруктов, выращенных в садах и лесах близ Воткинска. Блины с вареньем – что может ярче напоминать о мирной жизни дореволюционной России вдали от крупных городов!

Полчаса неспешной прогулки среди благоухающих цветов и старинных зданий – это терапия красотой.
Полчаса неспешной прогулки среди благоухающих цветов и старинных зданий – это терапия красотой. Фото: АиФ/ Анна Вардугина

Музыка звучит

- И всё-таки это музей-усадьба Чайковского, а это имя в первую очередь ассоциируется с музыкой.

- И у нас появились концерты под открытым небом. Жаркая и сухая погода нам благоволила: летом каждую неделю в парке усадьбы проходили выступления замечательных музыкантов. На концертах сложилась удивительная атмосфера - свободная, легкая, демократичная. Люди приходили с маленькими детьми, и они, не шумя, ходили вокруг музыкантов, подбирались к ним совсем близко, для музыкантов это создавало ощущение камерности и доверительности в общении с публикой.

- Когда было объявлено, что в музее Чайковского начинается концертный сезон, впору было ожидать классики. Но на афишах появился и джаз, и авторская песня, и world-music. Для вас было очевидно, что в усадьбе, где рос самый известный русский композитор-«классик», должна звучать разная, в том числе современная и экспериментальная музыка?

- Чайковский сам был очень прогрессивным человеком, не только композитором, но и музыкальным критиком, был открыт новому. И мне кажется, для молодых музыкантов очень важно быть услышанными именно в здесь, иметь демократичную концертную площадку. А для публики это хорошая возможность получить подтверждение, что сильные музыкальные впечатления могут подарить не только суперзвёзды. Как аплодируют зрители на концертах артистов из Воткинска, Ижевска, Перми и других региональных городов! Как приводят с собой друзей на следующие концерты, потому что убедились – здесь звучит настоящая музыка!

Летние концерты активизировали и зрителей, и артистов. И те, и другие убедились, что в республике появилась новая активная концертная площадка - место, где можно представить свою новую программу и найти чутких слушателей. С сентября выступления проходят в концертном зале, и у нас уже готова афиша до конца осени.

В республике появилась новая активная концертная площадка.
В республике появилась новая активная концертная площадка. Фото: АиФ/ Анна Вардугина

Связь поколений

- Правда ли, что пополнять музейные фонды вам помогают жители Воткинска?

- Да, горожане приносят нам предметы старого быта, часто это настоящие семейные реликвии. В современный интерьер они не вписываются, выкинуть их жалко, на антресолях они пылятся без дела, а в музейном пространстве могут помочь воссоздать историческую среду (конечно, не в жилом доме Чайковских, а в других строениях усадьбы). Мы проводим «Дни дарителей»: приглашаем краеведов, которые рассказывают пришедшим с «подарками» людям об истории города и значимых для него событиях, об известных семьях Воткинска, проводим концерты и экскурсии. Люди говорят, что чувствуют свой вклад в сохранение истории Воткинска, а ведь это очень важно, - помочь горожанам осознать себя неотъемлемой частью этого места, острее почувствовать свою связь с прошлыми поколениями.

- Другие музеи могут учиться у вас работать с городом, с посетителями.

- Это уже происходит. К нам начали приезжать и знакомиться с нашим опытом коллеги из других регионов. Заместитель директора Краеведческого музея Новосибирска Артем Готлиб после посещения нашего музея в июле этого года написал, что каждый ребёнок в России, который занимается в музыкальной школе по классу фортепиано, должен побывать в доме-музее Чайковского в Воткинске. Если бы это стало возможным, не сомневаюсь, что юные музыканты не были бы разочарованы. Например, в этом году по собственной инициативе к нам приезжали ученики казанской музыкальной школы. Они побывали на экскурсии, дали концерт для публики (сыграть в доме Чайковского было их горячим желанием), посетили наш сувенирный магазинчик, и настолько оказались увлечены пребыванием здесь, что едва не опоздали на поезд и говорили, что обязательно вернутся.

- Повезло казанским музыкантам. Но боюсь, без специальной программы, дающей финансовую поддержку, школьникам с Алтая или из Астрахани добраться до Воткинска будет непросто.

- Мы это понимаем, и на сегодняшний день были бы рады, если бы у нас побывал хотя бы каждый ученик ДШИ Удмуртии.

Татьяна Неганова
Родилась в 1958 году. Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики. Общий стаж её руководящей работы - более 30 лет. С 2004 года – директор Музея истории и культуры г. Воткинска. С 2013 года возглавляет Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского». Под её руководством проведена масштабная реконструкция построек в зелёной зоны музея-усадьбы.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество