Примерное время чтения: 4 минуты
348

История самообмана. Афиша Ижевска обогатилась оперой «Евгений Онегин»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. "Аргументы и факты в Удмуртии" 02/12/2015

29 лет назад в декабре премьера этой оперы П.И. Чайковского стала сенсационной. Ижевский театр «специализировался» на музыкальной комедии, не имел укомплектованного оркестра и оперных солистов. Именно с «Евгения Онегина» началась оперная жизнь Ижевска: к нам потянулись достойные солисты и музыкальный театр дорос до статуса театра оперы и балета.

Но восторг первых зрителей уже не разделяли те, кто смотрел «нашего» Онегина спустя десятилетие. Сценография той постановки была скучна, режиссура буквальна: к примеру, Татьяна послушно сидела за столом всю свою длительную партию. Да и при всей условности оперы слишком телесны были солисты, чтобы зритель поверил тонкости их чувств. В театре уже давно шли новые яркие оперы, а «Онегин» оставался на уровне «пробы пера» и незаметно перешёл в разряд дневных спектаклей, на которые строем загоняли старшеклассников.

Иное всё

И вот в обновлённом здании, с его новыми возможностями молодая команда театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, снова показывает «энциклопедию русской жизни».

Конечно, художник Владислав Анисенков с его тяготением к пышным декорациям и костюмам преобразил спектакль. Стильной ниточкой проходит образ Татьяны через простоту деревенской усадьбы, немодность провинциального и роскошь столичного балов.      

- Для меня эта опера - о самообмане, - говорит режиссёр Филип Разенков. - Все надежды героев оказываются лишь иллюзией. Между первой и последней встречей Татьяны и Онегина Пушкин проложил 4 года, Чайковский - всю жизнь. И в сценографии нашего спектакля золото осенней листвы перечёркивают скрюченные чёрные ветви, но и их засыпает белый траурный снег.

Современный спектакль при всем бережном отношении к классике нов иными режиссёрскими приёмами и находками, мистическими параллелями. Безусловно, хороша Татьяна: внешне, актёрски, голосом. В таком трудном первом действии, где нужно одной удерживать внимание зрителей, поверив им надежды и страх первой любви, Ксения Долотова убедительна. Но после опыта премьеры в театре уже решают, как усилить впечатление этого действия и сделать оркестр более активным помощником героини.

Онегин и в нашем театре – гость заезжий: его поёт Ян Лейше, солист Башкирского театра оперы и балета. Высокомерный «золотой мальчик» - таков Евгений в начале и совсем иной в финале - глубоко несчастный человек.

Казалось бы, главных героев оперы трудно затмить, но это случилось: настоящей зрительской радостью стал в этом спектакле Ленский (Виктор Ольхов). Первое впечатление внешней схожести с Ленским 30-летней давности рассеялось быстро. Перед нами - поэт, с его мечтами, силой чувств и любовью, питаемой, скорее,  его воображением, нежели простоватой хохотушкой Ольгой (Наталья Ярхова). Юный Ленский настолько искренен в своих чувствах, что его дуэль вызывает настоящее сострадание. И сама эта сцена сделана столь деликатно и трагично…

Потом Ленский… появляется снова, белой полосой перечёркивая чёрное пространство. И на белое полотно падают красные… капли крови? Но это, конечно, надо видеть.

Эту постановку ещё можно и нужно доводить до совершенства, но то, что оперная афиша Ижевска обогатилась, - безусловно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах