Примерное время чтения: 5 минут
100

Традиции в VR-очках. Как рассказать о культуре народов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ в Удмуртии 21/08/2024
Интерактивные технологии помогают сделать экспозицию особо привлекательной.
Интерактивные технологии помогают сделать экспозицию особо привлекательной. Дом Дружбы Народов Удмуртии

В Удмуртии живут более сотни народов, у всех свои обычаи и традиции. Культура каждого разнообразна и очень интересна. В Ижевске, в Доме дружбы народов, недавно открылся Музей-лаборатория народов Удмуртии. Выставка в сочетании с современными технологиями привлекает внимание: экспонаты можно потрогать, узнать много нового с помощью VR-очков и уникальных QR-кодов.

О том, как работа над этим проектом помогает больше узнавать о народах родной Удмуртии, рассказала начальник информационно-аналитического отдела Дома дружбы народов Мария Уткина.

«Оживить» выставку

Марина Медведева, «АиФ в Удмуртии»: Как родился проект? И что это такое – музей-лаборатория?

Мария Уткина: При создании музея у нас были две важные задачи. В первую очередь мы хотели наладить взаимодействие с молодыми представителями национальных культурных объединений. Это важно, так как старшее поколение активнее включается в нашу деятельность, а молодёжь находит более интересные альтернативы. И к нам приходит меньше молодых ребят, чем хотелось бы. Вторая задача – «оживить» нашу выставочную зону на втором этаже, чтобы это не были классические витрины или стенды с плакатами, а что-то более интерактивное, интересное и познавательное для посетителей разных возрастов. Лабораторией мы назвали музей из-за активного использования современных технологий и интерактивной составляющей. В создании музея большую роль играла молодёжь.

– Что именно делали ребята?

– Мы организовали несколько групп, у каждой были свои задачи. Первая погружалась в музейное дело. Ребята узнавали, как собирают экспонаты, правильно оформляют их в музеях и т. д. Нас консультировал специалист из музея-заповедника «Лудорвай» Юрий Перевозчиков. Вторая группа занималась организацией музейного пространства. Это были ребята, которые интересуются дизайном интерьера. Здесь нам очень помогли студенты Международного Восточно-Европейского колледжа, изучающие дизайн. Они очень активно включились в работу и занимались разработкой концепции. Третья группа выполняла, пожалуй, самую сложную работу – они создавали фото– и видеоматериалы для дополнения выставки (у нас есть экраны, на которые во время экскурсий выводится информация). Ребята из «Кванториума» разработали экспозицию с использованием VR-очков. Теперь посетители могут «погрузиться» в удмуртский национальный праздник «Гербер».

QR-узоры

– А как это выглядит?

– Совсем недавно у нас на втором этаже появилась огромная картина, которую нам предоставил педагог УдГУ, Института искусств и дизайна Игнат Потин. Он как раз завершал учёбу в художественной академии в Санкт-Петербурге и написал выпускную работу, посвящённую этому празднику. На ней изображена берёзовая роща, где удмурты собрались отмечать «Гербер». Посетитель может надеть очки и изучить элементы удмуртского костюма, национальные блюда. Кроме VR-очков мы используем и технологии дополненной реальности. В той же группе, которая работала над этим направлением, были ребята из IT-Куба. Они разработали особую систему QR-кодов. Работает это так: любой посетитель может открыть приложение, навести камеру на специальные метки и получить необходимую информацию. Метки оформлены не в форме привычных нам QR-кодов, а выглядят как элементы народных узоров – удмуртского, русского, бесермянского, татарского и т. д. Например, наведя экран на метку с русским узором, посетитель переходит на страничку с викториной про русскую культуру и фольклор. Бесермянский ведёт к информации о национальном костюме незамужней женщины, марийский – к музыкальным инструментам. По ссылке воспроизводится их звучание и нужно угадать, какой именно инструмент слышно. В приложении гости выставки могут попробовать собрать стол из татарских блюд: эчпочмак, чак-чак, традиционный суп-лапша и т.д. Наш проект направлен на то, чтобы посетители больше узнавали о народах, которые у нас живут.

Уроки дружбы

– Как выглядит выставочное пространство?

– Мы выстроили пять железных каркасов в форме домиков. Каждый из них представляет группу народов. Есть финно-угорский, тюркский, славянский, а ещё два – универсальные, так как народов у нас очень много и не все можно объединить в группы. Экспонаты мы брали из своих семей, просили у знакомых. Ребята, которые изучали музейное дело, ходили в национально-культурные объединения, чтобы побольше узнать о народе и набрать необходимое количество экспонатов.

Музей-лаборатория оказался очень популярным. За первый месяц у нас побывали более тысячи детей. Наш методист проводит для них экскурсии – их мы называем уроками дружбы. Сначала дети узнают больше о народах, которые живут в Удмуртии, затем играют в приложении, о котором я рассказывала. После этого закрепляют полученные знания с помощью игрового конструктора «Родина – значит вместе!», который состоит из десяти разноформатных игр. Так они закрепляют полученные знания. Важно, что витрины у нас не закрыты, всё можно потрогать, примерить. Интерактив – это именно то, что нравится посетителям, особенно детям.

Был у нас такой случай. Приходила группа из детского сада. Это были совсем маленькие дети в возрасте пяти лет. Экскурсовод рассказала, что был в этой группе очень увлечённый мальчишка. В конце рабочего дня в коридоре мы увидели этого ребёнка вместе с мамой. Выяснилось, что после того, как мама забрала его из дет­сада, он привёл её сюда, чтобы показать, как тут интересно. И он уже сам проводил для неё экскурсию по нашему музею-лаборатории. Я считаю, что это – лучший отзыв. Работу над проектом мы будем продолжать. В республике живут представители более 130 народов, поэтому недостатка в интересной информации нет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах