aif.ru counter
207

Бои по правилам. Как почувствовать вкус средневековой битвы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. «Аргументы и Факты в Удмуртии» 10/08/2016
Анна Вардугина / АиФ

Горячий, как в пекле, воздух. Горьковатый запах трав, смешанный с запахом горячего металла, сыромятной кожи и свежего пота. Пыль под копытами лошадей, под лязгающими железом рыцарскими сабатонами и мягкими кожаными сапогами. Тяжёлое дыхание воинов, закованных в тяжёлые доспехи, звон клинков, яркие искры, срывающиеся с лезвий, срубающихся в мощных ударах. Короткое гудение тетивы и присвист ветра в оперении летящих стрел. Два дня лагерь «Варяжская дружина» в деревне Кудрино Воткинского района жил в невероятном зазоре между эпохами: из колышущегося от зноя воздуха проступали давние времена, обретающие здесь плоть, становящиеся материальными, осязаемыми. Из-за бревенчатых смотровых башен на ристалище выходили воины-русичи 13 века, германские, французские и польско-литовские рыцари эпохи крестовых походов, ратники Золотой Орды. Глотки надсаживались в боевых кличах на разных языках средневекового мира.

Занятия мирных дней

Фестиваль представил широкий срез военной и бытовой средневековой культуры разных народов. На многочисленных мастер-классах, развернувшихся под открытым небом, можно было освоить ремесла и игры прошлых веков.

Чтобы научиться делать стеклянные бусины у пермской команды мастеров, выстраивается очередь: заготовки цветного стекла плавятся в жерле небольшого чугунка, жар в котором поддерживается помощью кожаных мехов, нить расплавленного стекла наматывается на стержень, закручивается посверкивающими слоями, а затем остужается.

Каллиграфия гусиными перьями дается непросто: чтобы добиться линии разной ширины, нужно поворачивать заточенное перо под разными углами к шершавой плотной бумаге и нажимать то сильно, то едва-едва.
Каллиграфия гусиными перьями даётся непросто: чтобы добиться линии разной ширины, нужно поворачивать заточенное перо под разными углами к шершавой плотной бумаге и нажимать то сильно, то едва-едва. Фото: АиФ/ Анна Вардугина

Чеканить монеты Волжской Булгарии 13 века из заготовок, впрочем, совсем легко: нужно опустить металлический шарик в выемку с оттиском аверса на дне, придавить поршнем с реверсом будущей монеты и как следует ударить молотком по поршню, чтобы шарик расплющился, принимая в себя оттиски с обеих сторон. И вот уже на ладонь ложится грошик с гербовым драконом.

Для белоручек – игра в тавлеи, настольную игру типа шашек, известную на Руси с 11 века.

Тяжёлый бой

И всё же главной площадкой фестиваля было ристалище – огороженное поле для поединков. Здесь час за часом продолжались бои участников десяти клубов военно-исторической реконструкции из разных регионов страны. Бои не потешные – всерьез, до полного изнеможения. От мощных ударов звенят щиты, падают в пыль перерубленные кожаные застёжки, на доспехах появляются новые вмятины и зазубрины, слетают с голов сшибленные сильным ударом шлемы.

По правилам каждый бой на отборочном турнире продолжается минуту – но даже этого времени хватает опытным ратникам, чтобы нанести противнику 14-16 ударов. Выйдя с ристалища, воины тут же стаскивают с себя тяжелые шлемы и стеганые подшлемники, крупными глотками пьют холодную воду и обливают головы со слипшимися от пота полосами и едва ли не дымящуюся кожу шеи.

Это короткие схватки позволяют хотя бы немного представить, как бились в настоящих битвах средневековые воины – в зной, без отмашек судей «стоп, время!». Член клуба исторической реконструкции «Берн» из Глазова Александр Маштаков проводит короткий ликбез: «Полный комплект современных доспехов может весить до 40 кг, если мы говорим о довольно «бюджетном» доспехе из недорогой стали. Один из бойцов нашего клуба, рост которого 2 метра, носит доспех весом 45 кг. Поэтому, когда стоит слишком сильная жара, массовые бои превращаются в «обнимашки» - сил бить по-настоящему ни у кого нет, все просто наваливаются друга на друга, пытаются друг друга забороть. В коротком бою один на один, конечно, собираются и показывают всё, на что способны».

Если использовать облегчённую сталь, титановый сплав, вес доспеха будет поменьше (но все равно не легче 25 кг), но и стоить он будет значительно дороже.
Если использовать облегчённую сталь, титановый сплав, вес доспеха будет поменьше (но все равно не легче 25 кг), но и стоить он будет значительно дороже. Фото: АиФ/ Анна Вардугина

Цена рыцарской победы

«Экипировка современного рыцаря – всё-таки не настолько дорогое удовольствие, как у его исторического прототипа, - говорит Александр Маштаков. - В средние века металл был огромной ценностью. В морских боях, когда суда сходились для схватки, воины даже не использовали копья и стрелы со стальными наконечниками, потому что их потом нельзя было подобрать. Доспех аналогичный тому, который я ношу, в 13-14 веках стоил бы как половину небольшого городка или несколько деревень».

Но и сейчас качество и легкость доспеха зависит от благосостояния бойца. Например, цена обычной для европейского воина «бригантины» из шерстяной ткани, к изнанке которой приклепаны металлические пластины – 9 тысяч рублей. Если ты хочешь, чтобы пластины были из легкого титана, то заплатить придется уже 20 тысяч. Новый стальной шлем стоит – около 10 тысяч, титановый – в два раза дороже. Титановая защита для голеней тоже обойдется в 20 тысяч. Сабатоны (кожаные башмаки с подвижными металлическими пластинами) – 15 тысяч. Стегач («ватник», смягчающий удары, который воин носит между доспехом и телом) – еще тысяч 8. Люди, которые ездят на соревнования международного уровня, заказывают себе именно такое снаряжение.

Почему «русичи» переходят в «иностранный легион»

На фестивале «Русь дружинная», несмотря на название, гораздо чаще можно увидеть европейские доспехи, чем кольчугу княжеского дружинника. Оказалось, патриотизм здесь ни при чем: просто европейский доспех защищает намного лучше, чем русский. Руководитель ульяновского православного военно-исторического клуб «Русь» Роман Лагутин говорит: «Когда я пришел в клуб исторической реконструкции в 2004 году, мне была интересна русская воинская традиция. Свою первую кольчугу я плел вручную полгода, весила она в итоге 13 килограмм. И хотя было тяжело, рубиться в собственном доспехе было очень приятно. Но со временем уровень бойцов рос, удары становились сильнее. Сейчас, чтобы противостоять серьезным, профессиональным противникам, нужен европейский доспех, который защищает все тело. Увидев здесь, на фестивале, бойца в кольчуге, я даже удивился – как он собирается сражаться с воинами в серьезных европейских доспехах?»

«Судя по дошедшим до нас источникам, у русичей не было латных доспехов на ногах и руках – ни на предплечьях, ни на кистях, - добавляет глазовчанин Александр Маштаков. - Костяк русского войска составляли конные лучники, а им кроме легкой кольчужки ничего не было нужно. Зачем отягощать лошадь? Поэтому современные реконструкторы, которые остаются верны образу воина-русича, вынуждены изворачиваться: они делают произвольный доспех для рук и ног и полностью закрывают его тканью, чтобы не нарушить визуального сходства с воинами на старых гравюрах. Получается забавный силуэт с толстенькими руками и ногами, немного нелепый, непропорциональный».

Компромиссы с современностью

Работа воинов-реконструкторов – это сложный сплав традиции и компромиссов. С одной стороны, каждый костюм, представленный на фестивале, должен иметь «паспорт» - свидетельство своей документальной точности. Источником информации для реконструкторской копии может быть комплект доспеха из вскрытой учеными гробницы, музейный экспонат, средневековая гравюра. С другой – материалы для костюмов и доспехов используют современные. Стегач мало у кого набит начесанным в паклю льном, его заменяют обычной ватой (хотя она, в отличие от льна, скатывается и теряет форму). Для изготовления бригантных и ламеллярных доспехов используют заводские легкие сплавы.

Полная аутентичность – это почти утопия. Чтобы сделать доспех в точном соответствии с историческим оригиналом, нужно не только работать со сталью так, как это делали средневековые кузнецы. Нужно и сталь использовать такую, какая была, допустим, в 14 веке – а это значит, надо идти на рудник, самому добывать породу, получить из неё сталь со всеми теми примесями, которые были в средние века, обработать эту сталь и выковать из неё доспех.

«Мы же, при том, что относимся к нашему увлечению очень серьезно – изучаем источники, добиваемся исторического соответствия, в первую очередь находим в нашем занятии радость жизни, воспринимаем его как игру, - рассказывает Александр Маштаков. - Знаете, как изготавливали шлемы в 13-14 веках и как делают их у нас? Средневековый кузнец брал тяжелый лист стали, укладывал его в специальную полость и начинал выстукивать молоточком, совершая сотни тысяч ударов – он добивался идеальной геометрии шлема. Превращал его в произведение искусства. Сейчас боец берет вырезанную по лекалу из листа стали деталь, кладет ее на такой специальный пенек и начинает выстукивать обычной советской гантелей, пока деталь не приобретает необходимую форму. Затем две половинки шлема свариваются посередине. Но даже в таких шлемах радость боя мы, поверьте, испытываем настоящую».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах