Не совсем адекватный житель города Петропавловск-Камчатский преградил машине «скорой помощи» дорогу, отнял у бригады медицинских работников 10 минут, в результате чего молодой пациент, к которому те спешили на помощь, не дождавшись её, умер. А вот местная хроника. В Балезинском районе машина «03» стала участницей ДТП, в Завьяловском — сгорела. Это значит, что современные условия оказания экстренной медицинской помощи стали экстремальными?
«Такими они были всегда, — говорит Михаил Софронов, заведующий отделением скорой медицинской помощи Можгинской ЦРБ. — Было и такое: больной у ворот встречал с топором, агрессивная толпа блокировала в автомобиле. К подобным поведенческим отклонениям людей приводит, как правило, злоупотребление спиртным, и на похожие вызовы без сопровождения полицейских мы не выезжаем».
Скорый или экстренный
Светлана Стовбун, «АиФ-Удмуртия»: Как по телефону можно предугадать, что события на вызове развернутся в режиме ЧС?
Михаил Софронов: Звонки принимают опытные фельдшеры, проработавшие на линии не один десяток лет. После ответа не вопрос «что случилось» диспетчер уже может предположить и ожидающую на месте ситуацию, и причину внезапного расстройства здоровья. После предварительной оценки ситуации, специалист квалифицирует вызов по одной из двух категорий: скорый или неотложный. Как правило, от получения звонка и до оказания медицинской помощи проходит не более двадцати минут. В прошлом году бригады медицинских работников осуществили 24 649 выезда. Из них на место вызова в 21 896 случаях помощь прибывала в течение двадцати минут.
Синоним социальной ответственности
— Получается, что в течение прошлого года за помощью к вам обратился каждый третий житель города Можги и Можгинского района. А частые вызовы «скорой медицинской помощи» говорят о распространенности хронических и запущенных заболеваний, при которых возникают внезапные обострения. Выходит, национальный проект «Здоровье», принятый более десяти лет назад для улучшения качественных показателей жизни россиян, ожидаемых результатов не принёс?
— Я бы не стал заявлять так категорично. В реформе здравоохранения много положительных идей, и уже есть ощутимые результаты. Другое дело, что сознание населения меняется очень медленно. Ключевое звено реформы — укрепление поликлинической помощи. Советская система здравоохранения была ориентирована на развитие стационарного лечения. И население привыкло восстанавливать здоровье «на койке». Сейчас же койко-места в стационарах планомерно сокращаются. Между тем, люди думают: вызову «скорую» — отвезут в стационар, пролечат за счёт государства. Пациентов понять можно: лекарства на комплексное лечение не каждому по карману. Но «скорая медицинская помощь» не является пропуском к бесплатному лечению в стационаре. Самое большее, что в наших силах — оказать разовое лечение, снять болевой синдром и рекомендовать обратиться в поликлинику. Там и лечением, и профилактикой займется участковый терапевт.
— К терапевту длиннющая очередь!
Отзывчивые есть!
— Кстати, про здоровый образ жизни. Изначально, при зарождении службы «скорой медицинской помощи» специализированные кареты в первую очередь выезжали к пьяным, находившимся в «бесчувствии». Ко всем иным медперсонал доставляли извозчики. Как часто сейчас приходится выезжать к больным с алкогольным отравлением?
— Наше общество стало потребительским, и ко всем сферам люди относятся как к источнику получения определённых услуг. На этом фоне какой остаётся общественная оценка вашего труда? Понимают люди её значимость? Как компенсирует государство ваш труд и достаточно ли условий для профессиональной реализации?
— Социальная среда многолика, и отношение, соответственно, разное. Пациенты в возрасте за 75 лет непоколебимы в своей уверенности, что государство им обязано. Они трудились ради его благосостояния, и теперь рассчитывают на ответную заботу. Но того государства уже нет, а новые социально-экономические условия люди советской формации не разделяют. Чаще обижаются, не понимая, что «скорая медицинская помощь» — не выездное бюро, консультирующее по режиму приёма медикаментов. Бывают, что и дети их этого не понимают. Звонят со службы: вы съездите, хоть проверьте.
Пациенты трудоспособного возраста, занятые неофициально, ошибаются иначе. Они полагают, что двух-трёх инъекций «скорой», снимающих приступ, достаточно для лечения. Им больничные листы не оплачивают, они продолжают ходить на работу и вызывают «скорую» едва ли не каждый день. Самое большее, что сделают для себя — спросят «что со мной» и «как с этим бороться»? Фельдшер «скорой помощи» диагноз не определяет. Для этого необходимо пройти обследование и получить консультацию участкового терапевта. Иными словами, заблуждений по функциям «скорой медицинской помощи» немало. И опасны они не столько отношением к нашей работе, сколько к своему здоровью.
К счастью, большая часть общества понимает значимость нашего труда. Если приходится госпитализировать на носилках, а в Можге многоквартирные дома не оснащены лифтами, соседи приходят на помощь. Отзывчивость в людях ещё есть.
В рамках национального проекта «Здоровье» наша служба получила машины, оснащённые современным оборудованием. Круглосуточно на линии работают 5 бригад. Нет недостатка в медикаментах — условия для удовлетворения от труда созданы: мы в силах оказать пациентам скорую и действенную помощь. Правда, немалые помехи в работе создают плохие дороги. Ответ на вопрос о заработной плате может дать отраслевая поговорка: неплохо живём, когда на работе живём. Но перерабатывать приходится не ради заработка, а из-за нехватки кадров.
Вызывайте правильно
— От сельских жителей доводилось слышать жалобы о том, что в деревни «скорая медицинская помощь» не выезжает. Что в лучшем случае приходит фельдшер из местного медпункта…
— Сельские фельдшеры не уступают нашим сотрудникам ни в квалификации, ни в оснащении медикаментами. Гипертонический криз, высокая температура — с этим участковый фельдшер справится самостоятельно. Если «в бане угорел», «с трактора упал, лежит, не шевелится», то выедем непременно.
Всё это сократит время пребывания медицинских работников на вашем вызове (оно, кстати, не лимитировано стандартами). А главное — поможет сосредоточиться и не звонить по нескольку раз: выехали — не выехали? Если диспетчер сказала, что бригада выезжает, значит, она будет у вас с минуты на минуту.