В Удмуртии выпускников обучат «Интеллектуальным интегрированным системам»

В Удмуртии выпускников обучат «Интеллектуальным интегрированным системам» © / Free-Photos / pixabay.com

Современный мировой рынок труда испытывает устойчивый дефицит высококвалифицированных рабочих кадров, что отражается на производительности труда отдельного предприятия, региона и страны в целом. 

   
   

Основными тенденциями изменения рынка труда в условиях цифровой трансформации являются глобализация, изменение моделей управления в бизнесе и государстве, внедрение информационно-коммуникационных технологий, автоматизация, возникновение новых технологий. 

Благодаря внедрению цифровых технологий автоматизируются многие операции в трудовой деятельности, поэтому новое решение старой задачи, требующей участия человека, также диктует необходимость создания новой специальности или заменяется технологией.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), профстандарт и международные конкурсы World Skills ставят перед системой среднего профессионального образования (СПО) задачу на высоком творческом уровне подготовить специалистов, владеющих профессиональными навыками и опытом в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. 

В создание интегрированных систем управления (ИСУ) предприятий и компаний в настоящее время вкладываются значительные инвестиции. Их эффективность существенным образом зависит от новизны тех решений, на основе которых подобные системы строятся. Однако даже при использовании современных достижений в области автоматизированных систем управления и информационных технологий разработчики ИСУ сталкиваются с рядом трудностей различного характера: организационного, терминологического, кадрового, технического, программного, структурного и т. д., которые нужно решать путем создания таких интеграционных решений, которые будут включать в себя следующие составляющие: оборудование на объекте (датчики, сенсоры, исполнительные устройства), инфраструктура локального объекта (микроконтроллер, локальный сервер) и сеть Интернет.

Современный рынок микроэлектроники предоставляет широкий выбор микроконтроллеров и средств для создания на их основе систем, которые помогут предприятию извлечь коммерческую пользу от использования оборудования, обрабатывая данные, начиная с данных пропускной или парковочной систем организации, мониторинга климатического режима и закачивая данными, которые поступают непосредственно от эксплуатируемого оборудования.

Для решения вышеуказанных задач и применяются интеллектуальные интегрированные системы (ИИС), что и обуславливает актуальность новой специальности 09.02.ХХ «Интеллектуальные интегрированные системы». Актуальность данной специальности также подтверждается появлением на рынке продукции крупных российских производителей, которая нацелена именно на использование в сфере Интернета вещей.

   
   

В рамках обучения обучающийся получит знания и практические навыки для работы со всеми упомянутыми составляющими: от установки сенсоров, устройств исполнения до разработки платы, программирования микроконтроллера, а также администрирования сервера, который выполняет обработку данных, что в дальнейшем позволит ему быть конкурентоспособным на рынке труда.

Примерами потенциальных сфер применения знаний и навыков выпускников специальности «Интеллектуальные интегрированные системы» могут служить такие «умные системы», как: в сельском хозяйстве – мониторинг крупного рогатого скота, устройства удалённого сбора данных (температура, влажность воздуха, атмосферное давление, влажность почвы); в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) – датчик наполненности мусорных баков, счётчики с беспроводным сбором данных и т. д. 

Следует также отметить, что выпускник этой специальности будет обладать навыками программирования и создания приложений взаимодействия с интеллектуальными системами.
На сегодняшний день ФГОС СПО по новой специальности 09.02.ХХ «Интеллектуальные интегрированные системы» разработан, прошел всестороннее профессиональное и общественное обсуждение и будет утвержден в ближайшее время.