Стоп, самокат! Что поможет обезопасить участников дорожного движения

Правила запрещают кататься вдвоём на одном устройстве. © / Татьяна Титова / АиФ

«Проснулось зло», – именно так комментируют в социальных сетях начало сезона электросамокатов ижевчане. Неудивительно, что когда администрация города озвучила изменения в правила пользования этим популярным видом транспорта, это вызвало бурную реакцию горожан. Что изменится в этом сезоне, поможет ли это избежать столкновений, в том числе и в самом прямом смысле, пешеходов и самокатчиков?

   
   

Ограничение и запрет

В Ижевске уже произошло первое в сезоне ДТП с электросамокатом. 22-летний молодой человек, который передвигался на этом виде транспорта, столкнулся с автомобилем Сhery. Водитель самоката получил травмы, его отвезли в больницу. В Госавтоинспекции по Удмуртской Республике пояснили, что в 2023 г. в общей сложности произошло 228 ДТП с электросамокатами (в 2022 г. было 59 таких аварий). Два человека погибли, 88 получили травмы. Больше всего таких ДТП – 202 – произошло в Ижевске. Чаще всего от столкновения со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) страдают пешеходы.

«По статистике, большая доля наездов на пешеходов происходит при движении по тротуарам и велопешеходным дорожкам», – пояснили в ГИБДД.

Чтобы как-то упорядочить дорожную обстановку, в 2024 г. было решено ограничить движение электросамокатов на некоторых участках Ижевска. Глава города Дмитрий Чистяков пояснил, что меры были разработаны совместно с кикшеринговыми компаниями. В частности, на участках с высоким пешеходным трафиком электросамокаты будут автоматически замедляться до скорости 7 и 15 км/ч. Такие зоны будут в парках им. Кирова и Тишино. На некоторых территориях движение будет полностью запрещено. В частности, в Летнем саду и около Северного кладбища. Кроме того, кикшеринговые компании получают данные о нарушителях ПДД от Госавтоинспекции. В мэрии утверждают, что такие горожане воспользоваться самокатами не смогут. Работа устройства будет заблокирована.

Развести потоки

Жители города поддерживают идею привести в порядок эту сферу. В комментариях к сообщению об ограничительных мерах ижевчане говорят, что с началом сезона приходится постоянно уворачиваться то от самокатчиков, то от велосипедистов. Доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов пояснил, что ограничение скорости – это действительно одна из эффективных мер.

«Задача организатора движения сделать так, чтобы скорость СИМ была максимально приближена к скорости передвижения человека. Это можно сделать аппаратным способом, автоматически ограничив её для прокатных самокатов, – пояснил Михаил Якимов. – Важно развести потоки (транспорта, пешеходов, средств индивидуальной мобильности, в том числе самокатов), чтобы они не пересекались и не конфликтовали. Необходимо объединить способы перемещения людей по однородным группам, исходя из средней скорости движения потока. Важно сделать так, чтобы в одном пространстве и в одно время двигались потоки примерно с близкой скоростью. Если это невозможно, то нужно их разделять либо в пространстве, обустраивая отдельно тротуары (для пешеходов), полосы для велосипедов, самокатов и так далее, либо во времени – с помощью светофоров».

Сами ижевчане тоже видят выход из ситуации в обустройстве выделенных велодорожек. Действующую сеть велосипедных дорожек власти обещают расширить уже в этом году.

   
   

Ещё одна проблема – беспорядочная парковка СИМ, когда самокаты бросают в общественных местах, на газонах и тротуарах. В соседней Перми, например, поступили радикально. Запретили оставлять средства индивидуальной мобильности вне велопарковок. Оставленные не на месте электросамокаты будут вывозить и отдавать владельцам только после предъявления соответствующих документов и оплаты расходов на эвакуацию и хранение средства передвижения.

При этом все отмечают, что корень проблемы – всё-таки отсутствие культуры передвижения на электросамокатах. Да, кикшеринговые компании проводят школы безопасного вождения, но главное, наверное, – это воспитание и уважение к другим участникам дорожного движения.

Кстати

С какой скоростью по правилам можно ездить на СИМ (в том числе самокатах)?

Не более 25 км/ч.

Если движение СИМ, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, то использующий средство индивидуальной мобильности человек должен спешиться или снизить скорость до той, которая не превышает скорость движения пешеходов.

Во всех случаях совмещённого с пешеходами движения приоритет всегда у последних.

Кто и как может ездить на СИМ (в том числе электросамокатах)?

Правила довольно подробные, приведём основные моменты. Самое главное, что требования к передвижению лиц на СИМ установлены в зависимости от возраста.

  • Те, кто старше 14 лет могут ездить на СИМ по велосипедной дорожке, велопешеходной дорожке, проезжей части велосипедной зоны,  полосе для велосипедистов.
  • От 7 до 14 лет – по тротуарам, пешеходным дорожкам, велосипедным дорожкам, велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон.
  • До 7 лет – только в сопровождении взрослых: по тротуарам, по пешеходным дорожкам, по велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), в пределах пешеходных зон.