Спецтехникой по бизнесу. В Ижевске массово сносят торговые киоски

Всех под снос

   
   

«Мой основной доход давали два павильона - с продуктами и цветочный, - говорит Елена Х. - В начале 2000-х ижевская администрация предложила предпринимателям взять в аренду землю под остановочными комплексами. Но прилагалась социальная нагрузка - содержать эти комплексы в порядке. Проект был выгоден для всех: город снимал с себя расходы и заботы, связанные с остановками, торговля и покупатели получили формат шаговой доступности. В итоге все остановочные комплексы были заняты арендаторами - появились около 300 киосков. С каждого павильона «кормятся» 3-4 семьи: предпринимателя и продавцов. И это специфичный сектор рынка труда: здесь работают, в основном, матери-одиночки и люди предпенсионного возраста - те категории работников, которые в других местах просто не нужны.

В декретном отпуске я сдавала свои киоски в аренду, 3 месяца назад вышла на работу сама, а сегодня я лишилась и работы, и доходов - мои павильоны снесли. Сначала я получила предписание о сносе и заключила договор с предпринимателем, который начал демонтаж остановочного навеса и киосков, чтобы перенести их в другое место. Но не уложился в сроки, установленные приставами. Мы письменно просили об отсрочке, чтобы перевезти имущество. Но приставы приехали и всё разгромили. К сносу они привлекли организацию, не имеющую соответствующей лицензии, не заключая с нею договор. И после этого нам выставят баснословный счёт».

Всё по закону

Ситуацию прокомментировала Елена Чернова, помощник руководителя федеральной службы судебных приставов по УР:

«По обращению Администрации города о расторжении договора по земельной аренде суд выносит решение о демонтаже постройки в конкретный срок. Если никаких действий со стороны предпринимателя нет, мы возбуждаем исполнительное производство. Задача приставов - в максимально короткие сроки исполнить решение суда. Продление отсрочки сноса в наши полномочия не входит - это дело суда. На нас лежит контроль и принудительный снос в случае неисполнения решения. За просрочку мы можем привлекать к административной ответственности: это штраф от 30 до 70 тысяч рублей. Но предпринимателям выгоднее платить штрафы, чем терять ежедневную выручку - поэтому киоски работают до последней возможности. Нередко предприниматель начинает выносить имущество только с появлением спецтехники. Приставы подключают подрядные организации для демонтажа, уборки и вывоза мусора - эти расходы взыскиваются с должника. Мы ни на чьей стороне - мы исполняем судебное решение».

Нет диалога и открытости

   
   

Юлия Ардашева, АиФ: - Со стороны кажется, что в стране только и говорят о помощи малому бизнесу.

- Мы наблюдаем другое: чем больше речей о защите малого бизнеса, тем активнее у нас сносятся павильоны, - говорит Сергей Бродовских, вице-президент межрегиональной общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства». - То, что происходит сейчас, для многих просто катастрофа - людей в кризис лишают куска хлеба. И город теряет налоги и до 100 тыс. рублей в год на аренде земли при сносе одного павильона.

- Каковы мотивы этих невыгодных действий?

- Проблема в том, что они неясны. Запретили работу пивных ларьков, но тут же стали сносить цветочные киоски и павильоны сотовой связи. Почему? Алкоголь в киосках ликвидировали, но процент его продажи даже вырос - в супермаркетах. Идёт укрупнение бизнеса, и малые предприниматели попадают под удар.

Другой причиной сноса назвали идею «очистить» центральные улицы. Действительно, на Пушкинской снесли все остановочные павильоны, кроме одного. Почему ему такая честь?

Сносом киосков занимается судебный пристав-исполнитель Н.А. Шкляеева, и подход по всем сносам у неё абсолютно разный. Если снос у Елены Х. прошёл насильственно, с привлечением непонятных организаций, то на ул. Чехова, например, предприниматель сам демонтировал остановочный навес, и приставы про него забыли: 3 недели на остановке стоят разгромленные павильоны. На ул. Сабурова предприниматель также снёс навес и один павильон, а второй работает в нормальном режиме. Как не заподозрить здесь коррупционные моменты?  

К тому же у города нет чёткой аргументации для расторжения этих арендных договоров. Зато нам всегда говорят: бизнес - это риск, вы знали, на что шли.

Волнения продолжаются, потому что нет понимания, чего ждать. Но сейчас есть надежда, что новая администрация пойдёт на конструктивный диалог с  предпринимателями, и появится, наконец, открытость по данному вопросу.