Есть такое понятие как стародольщики. Они вкладывались в долевое строительство 15-20 лет назад. Это дома, которые никогда не будут достроены. В Москве, к примеру, мэр в своё время распорядился выделить этим людям квартиры из фонда города. Некоторые регионы, у которых есть фонды свободного жилья, также уже давно урегулировали этот вопрос. В Удмуртии же чиновники делают вид, что таких проблем не существует, и всячески открещиваются от обманутых людей.
Нехороший дом, нехорошая квартира
С одной из таких историй в редакцию «АиФ в Удмуртии» обратилась Марина М. Около 20 лет назад женщина приобрела квартиру в первом подъезде уже небезызвестного нам дома № 24 на Льва Толстого. И в итоге оказалась без денег и без жилья. А закон, принятый в Удмуртии в 2014 г. для защиты покупателей от недобросовестных застройщиков, оказался неспособен восстановить справедливость.
Возведением дома занимались компании «Химстрой» и «Экспресс». Квартиры они поделили поровну, однако на строительство «Экспресс» не потратил ни копейки. Но в итоге начал продавать не только свои квартиры, но и те, что являлись «химстроевскими». Так, квартиру, которую, приобрела наша читательница, продали нескольким покупателям. По этим аферам в 2010 г. расследовалось уголовное дело, Марину М. признали потерпевшей.
«За бортом закона об обманутых дольщиках осталось много людей, статус которых чиновники не признали. Хотя они купили квартиры и имеют подтверждающие документы о стопроцентной оплате. Кроме того, они признаны потерпевшими в уголовных делах. Это весомое подтверждение статуса, – считает Марина М. – Люди не виноваты, что попали в конфликт «Химстроя» и «Экспресса», что уголовные дела в отношении этих компаний закончились ничем, а клубок взаимных претензий силовые ведомства не смогли распутать. Строительство дома № 24 на ул. Л. Толстого было прецедентом в регионе. Это была первая история с обманутыми дольщиками. Квартиру, которую я купила, продали трижды. Один из «покупателей», который не заплатил за неё ни копейки, зарегистрировал её в Регпалате. И как мы ни судились много лет, не смогли отстоять своё право на неё. И тут, по логике вещей, нам должен помочь закон об обманутых дольщиках, который призван защитить наши права. Однако он не работает и не учитывает случаи, в которых оказались десятки людей в Удмуртии, как и я, те, кто не смог попасть в реестр обманутых дольщиков. Я несколько раз подавала документы в Минстрой УР, получала отказ и судилась с ведомством. Но суд принимал сторону чиновников».
Расплывчатый закон
Ижевчанка уверена, что закон об обманутых дольщиках должны доработать. Она обращается к депутатам Госсовета с просьбой вернуться к документу и внести поправки, чтобы такие, как она, смогли получить помощь.
В этом также уверен адвокат Валерий Новичков, который много лет занимается жилищными вопросами.
«Чтобы попасть в список пострадавших участников долевого строительства, нужно подать подтверждающие документы в Министерство строительства и жилищной политики УР. После чего большинство получат отказ. Этому способствуют неясные и двусмысленные формулировки принятого закона, – говорит юрист. – Обжалование отказа в суде редко приносит желаемый результат. В итоге вроде как объявлено о помощи обманутым дольщикам, чиновники и политики везде рапортуют о решении проблемы и защите интересов людей, а на деле лишь малая часть обманутых включена в желанный список. Но и там перспектива получить компенсацию мала. По этой причине сейчас в Следственном управлении СК России по Удмуртии возбудили и расследуют уголовное дело по факту халатности должностных лиц Минстроя, волокитивших выплаты. В целом же государственные органы виноваты в этом обмане. Сколько было почти построенных домов при отсутствии не только разрешения на строительство, но и при отсутствии прав на земельный участок? Это никто не видел? Недобросовестные компании так застроили половину Ижевска. Люди стали заложниками халатности, а государство теперь открещивается от плодов своих же ошибок».
Опасное строение
На дом № 24 по ул. Льва Толстого местные жители жалуются регулярно. Сейчас первая секция дома находится в недостроенном состоянии. В ней собираются маргиналы, устраивают посиделки подростки, часто в здании долгостроя бегают дети. Несколько лет назад такая беспечность чуть не довела до трагедии. Одиннадцатилетний мальчик упал в шахту лифта и пролежал там несколько часов. Постоянный шум и мусор, угроза пожара беспокоят жильцов соседних подъездов. В управлении ЖКХ администрации Ижевска на запрос «АиФ в Удмуртии» ответили, что в ноябре-декабре 2024 г. проведут обследование недостроенных конструкций дома. После получения заключения будет решаться вопрос о дальнейшей судьбе здания.