Наливайкам не место в домах. Как победить алкоголизм в Удмуртии?

Наглости алкогольных корпораций в Ижевске нет предела – пивные открывают рядом с детскими учреждениями. © / Ирина Якунина / АиФ

Жители республики продолжают бить рекорды по злоупотреблению алкоголя. По подсчётам Удмуртстата, в первом полугодии относительно 2021 г. потребление спиртного выросло на 0,1 %. Население выпило 1,2 млн декалитров крепкого алкоголя и 4,2 млн декалитров пива. 

   
   

По уровню алкоголизации регион держит уверенное лидерство в ПФО и стране. По оценке Роспотребнадзора, в 2020 г. мы стали абсолютным лидером по употреблению пива – в расчёте на каждого выпили по 100,6 л.

Если целы печень и мозги

Увлечение спиртным не проходит бесследно. По данным Республиканского наркологического диспансера, в регионе официально зарегистрировано более 16 тыс. больных алкоголизмом. Понятно, что в поле зрения врачей попал не каждый: большинство страдающих этим недугом больными себя не считают и к врачам не ходят. А их недуг наносит серьёзный вред экономике. Поэтому глава региона Александр Бречалов вознамерился спасать тех, «у кого ещё целы печень и мозги».

«От отравления спиртсодержащими напитками умирают люди в трудоспособном возрасте, – говорит он. –  И эти напитки продают открыто. За три недели выявили больше ста точек по их продаже. Борьбу с предпринимателями-преступниками будем вести жёстко. А начнём с увеличения штрафов».

Идею повышения штрафов обсуждают депутаты Госдумы. Она ложится в основу новой антиалкогольной программы: действие прошлой, которая в основном устанавливала запреты на продажу спиртного, истекло в 2020 г. 

В республике запрещается торговать алкоголем в день последних звонков, 1 июня, 1 и 11 сентября. Под запретом  продажа алкоголя в студенческих общежитиях, многоквартирных домах и пристроях к ним, если вход для покупателей организован со стороны подъездов. Нельзя продавать алкоголь в подземных переходах и рекреационных зонах. 1 августа 2020 г. вступил в силу запрет на продажу алкоголя на предприятиях общепита, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях, если площадь для посетителей не превышает 50 кв. м. 

«После этого запрета мы вздохнули облегчённо: показалось, что теперь освободились от  соседства с наливайками, – вспоминает председатель  Объединённого совета домов УР Александр Евсеев. –  Но часть предпринимателей нашли обход  – арендовали новые помещения с большей площадью и продолжают продавать спиртное».

   
   

Так все «прелести» близости к алкоточкам вернулись.

«Из-за наливайки (ул. Барышникова, 83) мы ежедневно всем районом слушаем пьяные песни и крики, – возмущается Светлана Смирнова из Ижевска. – С жалобой обратились в горадминистрацию. Начальник Управления общественной безопасности Дмитрий Шуклин посоветовал идти в дежурную часть полиции: административное правонарушение нужно доказать, а сделать это могут только стражи порядка, которые  должны быстро прибыть на место и собрать доказательства. А наши правоохранители пока едут – пьяные компании уже расходятся. Кажется, есть простое решение – запрет на  торговую точку. Но Дмитрий Шуклин объяснил, что органы местного самоуправления в этом бессильны. У помещения есть собственник, и он вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению».

Запрещает или разрешает?

Алкоточки  источают беспокойство для взрослых, а у детей формируют приемлемый образ поведения. По оценке экспертов, 53 % молодых людей алкоголь принимают систематически, каждую неделю.

«Наглости алкогольных корпораций в Ижевске нет предела – пивные открывают рядом с детскими учреждениями. Забегаловки работают рядом с детским садом в Строителе и со Школой шашек Алексея Чижова. А происходит это по вине депутатов Гордумы, которые  в 2014 г. расстояние между точкой продажи алкоголя и образовательным учреждением определили в 20 м. А надо в пять раз больше – пивнухи изначально ориентированы на молодёжь, – уверен преподаватель УдГУ, активист борьбы за трезвость Сергей Королёв. – На письма и обращения руководители города и республики не реагируют. И это понятно – решение им принадлежит».

Непоследовательная получается борьба властей с алкоголизмом. А первые шаги в это заболевание начинаются с пива.

«Различаются три стадии пивной зависимости, –  объясняет врач психиатр-нарколог Республиканского наркологического диспансера Екатерина Максимова. – Физическое здоровье зависимый человек начинает терять уже на первой стадии, потому что получает интоксикацию от продуктов распада этилового спирта, как при приёме крепкого алкоголя».

Эксперты уточняют, что 10 % смертей в России связаны с алкоголем. От непосредственного отравления им, по статистике Минздрава, в регионе за 2018–2020 гг. умерли 436 человек. Теперь власти подобные смерти хотят предупредить, ужесточив штрафы за незаконный оборот спиртсодержащей продукции. О борьбе с расширением сети пивных пока не слышно. Пиво стоит на старте в алкоголизм, лосьоны и прочие жидкости с этилом – на финише. Сейчас решено бороться даже не с алкоголиками, а с теми, кто на них наживается. Насколько будут эффективны эти намерения – покажет время.