Историю закатают в асфальт? Ижевчане не смогли отстоять уникальный дом

Собственник здания выкупил у жильцов все квартиры, и уже на следующий день у здания появились экскаваторы. © / Екатерина Котельникова / АиФ

Уникальное историческое здание, который находился под угрозой сноса, всё-таки демонтировали. 

   
   

«Рано утром, в выходной день, вероломно снесли дом на ул. Красной, 125», – сообщил историк и краевед из Ижевска Игорь Кобзев. Учёный предсказывал возможный снос исторического здания уже давно, об этом можно подробнее прочитать в статье «Снести нельзя разрушить» («АиФ в Удмуртии» № 37 от 13.09.2023 г.).

За будущее дома краснодеревщика Ижевского оружейного завода Прозорова переживал весь город. Горожане даже собирали подписи в защиту уникального строения. Петицию поддержали 1200 человек. Но спасти дом это не помогло. Теперь следователи выясняют правомерность сноса.

Сломали за два дня

Историческое здание начали сносить 7 октября и полностью разрушили за два дня. 

«Его хозяином и основателем был рабочий-краснодеревщик Прозоров. Полукаменный дом в начале XX в. возводил строительный подрядчик Никифор Мамаев с использованием кирпичей завода Порсева. Подобных домов оставалось в Ижевске всего два. Несмотря на то, что в сентябре было подано заявление о включении дома на ул. Красная, 125 в государственный реестр исторических памятников, а срок рассмотрения заявления до 90 дней (в этот срок не имеют права сносить здание), в обход закона дом снесли», – рассказывает руководитель культурно-исторического клуба «Антей» Максим Блинов

По словам историка Игоря Кобзева, собственник здания выкупил у жильцов все квартиры, и уже на следующий день у здания появились экскаваторы.

«Дом был расположен в историческом центре бывшего заводского посёлка. Являлся частью дореволюционной застройки ул. Куренной (сейчас это ул. Красная) Нагорной волости, входил в застройку вокруг Александро-Невского собора. Здесь когда-то располагалось пять близких по стилистике и исполнению жилых полукаменных домов: дом краснодеревщика Прозорова; соседний дом-близнец торговца Харина (сохранился); дом купца Оглоблина на углу ул. Красной и Ленина (не сохранился, сейчас участок занимает здание ж/д и авиакасс); дом на углу ул. Красной и Стыценко (не сохранился); дом купца Гатиатуллина на ул. Красной чуть севернее ул. Советской (не сохранился, разобран в 1990-е гг.)».

   
   

Дело о халатности

В администрации города сообщают, что дом краснодеревщика Прозорова находится в частной собственности, поэтому о конкретных планах владельца неизвестно. Однако по утвержденному проекту планировки территории, на обозначенном участке может появиться… парковка.

В агентстве по охране культурного наследия республики тоже разводят руками. По сигналу общественников руководитель ведомства Ирина Савина выезжала на место. К сожалению, остановить демонтажные работы ей не удалось, даже пригрозив уголовным преследованием.

«Дом официально не признан объектом культурного наследия, но с сентября этого года уже шла работа по определению его историко-культурной ценности, – поясняет Ирина Савина. – В августе этого года были внесены изменения в Федеральный закон 73-ФЗ, согласно которым установлен запрет на снос объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Но поправки вступят в силу только с 15 апреля 2024 г. Дому на ул Красной чуть-чуть не хватило времени».

После сноса здания следственное управление СК России по Удмуртии возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ (халатность). Глава центрального аппарата СКР Александр Бастрыкин поручил доложить о ходе расследования и установленных обстоятельствах.

«Собственник дома, как мне докладывали, был уведомлен о процедуре по определению культурной ценности дома, но не дождался решения и начал его сносить. Проверку проводит Следственный комитет. Но повторю: объект был в частной собственности, и владелец, не имея на руках документа, который бы запрещал демонтаж здания, принял решение снести дом», – комментирует ситуацию глава Удмуртии Александр Бречалов.