Чем мы дышим? Удмуртия - в лидерах по уровню загрязнения воздуха

На «Ижстали» никак не могут закончить модернизацию системы газоочистки сталеплавильных печей. © / Александр Горбунов / АиФ

Уже несколько лет подряд Ижевск попадает в рейтинги городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Например, согласно докладу Министерства природных ресурсов и экологии России «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2020 г.», Удмуртия считается опасным регионом.

   
   

Основной вклад в подобные достижения вносят предприятия нефтедобычи, чёрной металлургии, топливно-энергетического комплекса и автотранспорт. По данным управления Роспотребнадзора, в столице республики основные загрязнители атмосферного воздуха – это предприятия ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, «Ижсталь», «Ижевский механический завод», в Воткинске – «Воткинский завод», в Глазове – «Чепецкий механический завод» с ТЭЦ и котельными и т. д.

Рыжих хвостов не будет?

«С завода кирпича и керамзита в районе Строитель летит красная, ржавая пыль. У нас круглый год машины покрыты слоем этой пыли. Окна для проветривания не откроешь – всё оседает на подоконнике, – рассказывают жильцы окрестных домов на ул. Баранова. – Должны же у завода быть какие-то фильтры? Район разрастается: построили высотки и крупный торговый центр».

Жалобы на несоблюдение санитарных норм «Ижевским заводом кирпича и керамзита» (ИЗКМ) поступают регулярно. Ранее специалисты Роспотребнадзора выявили превышение среднесуточного предельно-допустимого коэффициента взвешенного вещества в 2,2 раза рядом с домами 92А и 92Б по ул. Баранова. По фактам выявленных нарушений суд оштрафовал ИЗКМ на 10 тыс. руб. Однако даже эту смешную для завода сумму ИЗКМ пытался оспорить.

В этом году недовольство жителей стало настолько резонансным, что закрывать глаза на проблему на кирпичном заводе больше не смогли.

«В планах предприятия – модернизация системы аспирации (пылеулавливания) в цехе № 3 на линии транспортировки керамзита и загрузки транспорта, – рассказывает исполнительный директор «Ижевского завода кирпича и керамзита» Василий Мартынов. –  Две существующие печи для производства керамзита в следующем году сменит современная, более эффективная печь. Также планируем установить новое ограждение с северной стороны завода для уменьшения пылевых выбросов в городскую черту и приобрети вакуумную подметальную машину для очистки от пыли дорожного покрытия на территории предприятия. Кроме того, завод проводит озеленение прилегающей территории».

Часто горожане также наблюдают клубы рыжего дыма над заводом «Ижсталь». Это выбросы оксида железа, который попадает в атмосферу с тех пор, как построили железоделательный завод. Этим воздухом горожане дышат, и это вызывает тревогу.

   
   

Уменьшить количество выбросов местные чиновники обещают с 2019 г., и даже говорят, что дым неопасен.

«Когда не было систем газоочистки, на город выбрасывалось 8 тыс. т. вредных веществ. Сегодня рыжего дыма в десять раз меньше – 800 т. Но это всё равно ещё много, хоть и в пределах допустимых выбросов», – считает градоначальник Олег Бекмеметьев.

По словам начальника отдела внешних и внутренних коммуникаций «Ижсталь» Андрея Дюгурова, завод планирует избавиться от дыма уже в этом году.

«Процесс технически очень сложный, сопоставимый с реконструкцией цеха. Сейчас закупили оборудование. В ближайшее время начнутся подготовительные работы по монтажу газоотводящего тракта в электросталеплавильном цехе, определят подрядчика строительно-монтажных и спецмонтажных работ. Планируем успеть к декабрю».

Пострашнее заводов

Несмотря на угрожающий вид дымящей трубы предприятия, главный источник загрязнения окружающей среды находится прямо у нас во дворах, считает кандидат биологических наук, доцент кафедры «Техносферная безопасность» ИжГТУ Наталья Козловская. Это машины, которых за последнее время стало в разы больше. Транспорт производит до 70 % загрязняющих выбросов в атмосферу.

«На крупных заводах есть очистные сооружения, санитарно-защитные зоны. Поэтому если вы не прислоняетесь напрямую к выхлопной трубе завода, то ваш организм не получит такого загрязнения, как если бы вы каждый день проходили мимо парковок или прогревающейся машины. Кроме того, у каждого крупного предприятия есть экологическая политика. Обычный житель может не заметить работу в этом направлении, так как такие улучшения не делаются по щелчку. Но заводы в последнее время вкладывают деньги в улучшение оборудования, обращаются к более чистым технологиям, – рассказывает Наталья Козловская. – В то же время проблемы с экологической обстановкой в Ижевске, конечно, существуют. Это и дефицит зелёных насаждений, и неудобная транспортная система, мало развязок, прямые перекрёстки, минимальное количество крытых парковок, разогрев машины в зимний период на холостом ходу. Всё это загрязняет окружающую среду выхлопными газами. Опасный побочный продукт работы двигателя наносит вред экологической системе и здоровью человека. Далее – ливневые канализации, которых практически нигде в городе нет. Все реагенты, которыми посыпают дороги зимой, при таянии снега попадают в ближайший водоём. Всё это пострашнее заводов».

Кто же в ответе за спасение экологии: чиновники, производители или жители? Правильнее ответить – все. Элементарное правило – не мусори там, где живёшь – соблюдает далеко не каждый человек. Но без соответствующей политики на уровне муниципальных органов власти и заводов-производителей любые меры, конечно, будут малоэффективны. Возможно, и надзорным органам следует наказывать «дымящих монстров» более серьёзно, нежели штраф в 10 тыс. рублей?