В ближайшее время в Удмуртии будет создана структура, которая будет координировать и контролировать деятельность организаций, занимающихся сбором и хранением отходов. Всего предполагается концентрировать ТБО со всей республики на 5 полигонах. Кроме того, в настоящее время проводится подготовительная работа по формированию новых площадок для хранения.
Решение своевременное и понятное. Общее количество твёрдых бытовых отходов, которые ежегодно скапливаются в республике, составляет более 2 млн тонн. Поэтому без преувеличения можно сказать, что их утилизация - проблема №1 в Удмуртии.
Повсюду нарушения
Сегодня сбором и вывозом ТБО в республике занимаются 63 специализированных предприятия. Бытовые отходы они вывозят по графику или заявочной системе. Говорят, так должно быть, но получается не всегда. К сожалению, система вывоза далека от совершенства, и это приводит к накоплению мусора в жилых микрорайонах. Для этого не требуются какие-либо письменные доказательства, достаточно зайти в городские дворы или в частный сектор. В сельских и поселковых администрациях положение не лучше. Мусор практически не вывозится, а просто сваливается, где придётся, а то и сжигается.
Нарушения в этой сфере повсюду. Как отмечают в управлении Ростехнадзора по Удмуртии, большинство организаций не имеют даже проектных документаций на свалки. Из 25 административных районов республики только в Завьяловском и Глазовском три полигона построены по проектам. Остальные же не отвечают никаким нормативным требованиям.
У всех городских и сельских свалок одни и те же проблемы: бытовые отходы распределяются по полигону неравномерно, никто не занимается ежесуточным уплотнением и послойной изоляцией грунта. Поэтому мусор со свалок выдувается и разносится ветром по окружающей территории. Происходит утечка фильтрата, и свалочная жидкость, загрязнённая опасными веществами, попадает в почву.
Зачастую свалки расположены слишком близко к прудам и рекам. Отходы попадают в воду. Поскольку свалки не покрываются грунтом, то они загораются, загрязняя воздух диоксинами и другими токсическими веществами. Например, неоднократно горел Сарапульский полигон ТБО. Сложная обстановка сложилась на территории свалки Якшур-Бодьинского района.
Несмотря на это, организации, эксплуатирующие полигоны, игнорируют проведение мониторинга подземных вод, выбросов загрязняющих веществ, а также дозиметрического контроля отходов. Нет у них и чётко разработанных регламентов и режимов работы полигонов.
Чем опасны медицинские отходы?
Зачастую на свалки вывозятся медицинские отходы, которые требуют отдельной утилизации и специальных мер безопасности. Нарушая законодательство, медицинские учреждения не торопятся, ссылаясь на безденежье, заключать договоры с лицензирующей организацией на сдачу медицинских отходов, невзирая на то, что они представляют собой настоящую бактериологическую угрозу. После проверок, проведённых управлением Ростехнадзора по УР, выяснилось, что в лечебных учреждениях отсутствует техническое оборудование, нет помещений для организации сбора, сортировки, дезинфекции и обеззараживания медицинских отходов, нет специальных холодильных установок для временного хранения биологических отходов. Используемые для сбора био-отходов контейнеры не герметичны, не имеют крышек, не проводится их мойка и дезинфекция.
Прямая угроза
Вместе с тем, сегодня имеются серьёзные проблемы на сельских свалках. Нормативный срок их эксплуатации истёк уже 15-20 лет назад. Усельских свалок нет владельцев, они не состоят на балансе эксплуатирующих организаций. Отвод земельных участков под их размещение осуществляется на основании постановлений глав сельских администраций без учёта каких-либо санитарных норм и правил. Такое, например, состояние в Глазовском, Юкаменском, Ярском, Сарапульском, Камбарском, Каракулинском, Увинском, Селтинском, Якшур-Бодьинском районах.
Между тем, в природе всё взаимосвязано. Скопление мусора в населённом пункте - это прекрасная среда для размножения инфекций, ведь ТБО привлекают грызунов, а они - носители не менее 20 опасных заболеваний, таких как чума, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, туляремия, лептоспироз, сальмонеллёз и др. Вот уже несколько лет Удмуртия является активным природным очагом геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Показатель заболеваемости ГЛПС в Удмуртии в 2014 году превысил среднероссийский в 6 раз. Кроме того, свалки привлекают лис, бродячих собак и кошек, от которых можно заразиться бешенством, кожными и другими заболеваниями.
Дело государства
Конечно, за нарушение экологических требований при эксплуатации полигонов и свалок виновники привлекаются к административной ответственности. Но все понимают, что это капля в море, что за рамками полномочий контролирующих ведомств остаются ещё сотни, а то и тысячи несанкционированных свалок, несущих реальную угрозу для здоровья людей.
Одними взысканиями и запретами здесь задачи не решить. В республике по-прежнему нет чёткой и внятной политики в этой сфере. Кроме того, нет мусороперерабатывающего, мусоросжигательного заводов, полигона для промышленных отходов, которые кроме снижения объёмов мусора и очистки города могли бы сдвинуть не менее злободневную проблему занятости населения и ещё множество других нерешённых проблем. Возможно, сегодняшние шаги в этом направлении что-то изменят.