Мэр Ижевска сообщил недавно, что чиновники в ближайшее время приступят к подготовке технического задания на проектирование приюта для бездомных животных.
Компромисс между зоозащитниками и чиновниками по проектной мощности будущего объекта нашли.
Первую собаку, из-за чёрного окраса прозванную Ночкой, Катя вернула к жизни два года назад. Бедолага обитала на территории торговой базы, где её переехал погрузчик. Ветеринары жизнь ей спасли, а вернуть функцию задних ног не сумели.
Приказ есть, приюта нет
– Ночка ходит за счёт передних лап, задние – как подпорки: она на них стоит, а при ходьбе волочит, –
продолжает девушка. – Но она не мучается. Днём держу во дворе, на ночь заношу в дом. Её никто не взял, а остальным собакам хозяева нашлись. Бездомных мы в основном отлавливаем по адресам, которые пишут люди в соцсетях. Бывает, что одну и ту же собаку находим не по разу. Так, Громика хотели пристроить, но он пропал. А потом женщина выставила пост, мы увидели, помогли отловить. У него нога уже была сломана. Её пришлось ампутировать. Платим за него ветеринарной клинике по 1000-1200 руб. в сутки. Он до сих пор там – шов не срастается. Пожертвования на лечение также через соцсети собираем. В частных клиниках цены высокие, а в муниципальных нет стационаров. Чиновники могли бы при ветклиниках хотя бы их организовать.
О строительстве муниципальных приютов для безнадзорных собак и кошек местные власти заговорили в прошлом году, после вступления в силу закона РФ «Об ответственном обращении с животными». Этот закон поставил точку на отстреле бездомных псов. Их численность в естественной среде отныне должна регулироваться методом ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск). Для больных и агрессивных животных, которые не выживут на улице или опасны для человека, приют становится постоянным местом проживания.
Строительство муниципальных приютов – не нововведение прошлогоднего закона. Ещё в 2010 г. вышло постановление главного государственного санитарного врача РФ о регулировании численности бездомных животных путём их отлова и содержания в специализированных питомниках. За десять лет в республике подобные питомники ни в одном муниципалитете не открыли. Но два частных приюта работали.
– Адрес своего приюта я не называю никому, – говорит хозяйка одного из них Ирина Ершова. – Недобросовестные хозяева четвероногих подкидывают своих вчерашних любимцев постоянно. А на моём попечении уже находится 200 животных.
Ирина говорит это в телефон и одновременно раздаёт корм. В трубке слышны лай и повизгивание. Кормит она своих подопечных в основном тем, что остаётся несъеденным в детсадах и школьных столовых. Вкладывает собственные деньги, принимает финансовую помощь от матери-пенсионерки и волонтёров. А будущее строительство муниципального приюта оценивает скептически.
Дорогой компромисс
Копья ломают и зоозащитники, и чиновники. В начале прошлого года объявили о будущем открытии приюта для животных в Ижевске. СМИ обнародовали конкретные суммы проекта и намерения властей, которые собирались перепрофилировать под приют заброшенную ферму. А с нынешнего года приюты для собак и кошек хотели открыть в Можге, Глазове и Сарапуле.
Что помешало отремонтировать ферму вблизи столицы – сказать трудно. К концу года ничего не изменилось. Зато глава региона Александр Бречалов объявил о новых планах – строительстве общего для всей республики приюта на 778 животных.
Тут всполошились зоозащитники – такой приют строить нельзя. Потому что он превратится в «огромный концлагерь, куда животные зайдут и никогда не выйдут». Аргументы против строительства мегаприюта в адрес главы региона подписали региональное отделение Альянса защитников животных, АНО «Жёлтая бирка», АНО Центр реабилитации животных «Раздолье». Они считают, что у жителей республики условия его использования окажутся неравными: кто станет отвозить в столицу ненужных животных из отдалённых районов? Животных в приюте станет много, и социализироваться они не смогут. Из-за скученности животных увеличится риск вспышки инфекции и даже бешенства. А это грозит гибелью животных. Приют нужно организовать максимум на 450 животных – так будет реальнее создать для них гуманные условия содержания.
В соседних регионах муниципальные приюты для бездомных животных работают уже несколько лет. В Удмуртии же минул ещё один год, как собирались это сделать. «Погибло ещё 15 щенков», – написала на своей страничке волонтёр из Ижевска. Малыши не пережили морозы. А в конце октября прошлого года пресс-служба регионального управления Роспотребнадзора сообщила о том, что от нападения собак в республике пострадали 3533 человека.