Чем дальше населённый пункт от основных транспортных артерий, тем сложнее там с автобусами. Из года в год пригородные, межмуниципальные и межпоселковые маршруты сокращаются, а то и вовсе закрываются.
Единственное объяснение этому – нерентабельность. Транспорт ходит полупустой, да и дороги на селе оставляют желать лучшего. Но автобусное сообщение остаётся жизненно необходимым для людей, не имеющих личного авто.
Единственный рейс
Жители д. Оленье Болото Сарапульского района оказались отрезанными от цивилизации. С нового года в поселение перестал ходить рейсовый автобус. Раньше люди добирались до ближайшего города на маршрутках, но перевозчику стало невыгодно содержать маршрут, и его сняли. Теперь пенсионеры, мамы с детьми и другие жители вынуждены идти до ближайшей остановки почти два километра, чтобы сесть на единственный автобус, который отправляется в шесть часов утра. Местные жители через соцсети обратились к региональным властям с просьбой возобновить пассажирские перевозки.
– Нам с ребёнком не на чем ездить в подготовительную школу в Сарапуле. Хотя она уже полностью оплачена, – обратилась к главе Удмуртии жительница деревни. – Видимо, не у всех возможности равные, хотя желания вполне земные: всего лишь наличие автобусного сообщения с городом, ребёнка к школе подготовить, в больницу съездить.
Ранее в правительстве сообщили, что перевозчика найти не могут, но позже в Миндортрансе всё же пообещали возобновить движение маршруток в деревню в марте.
Правда, предложения существуют только на бумаге, и никаких конкретных решений у чиновников пока нет. А торги по выбору перевозчика могут идти годами.
Как и на чём ездить?
Часто люди не находят ответов в кабинетах чиновников и обращаются к общественникам. В региональном штабе ОНФ рассказывают, что проблема в республике системная.
Список жертв нерентабельности можно продолжать долго. К примеру, с 2018 г. в с. Сюрсовай Шарканского района автобусы не ходят. Изначально перевозчик отказывался от маршрута из-за непроезжей дороги. Сейчас ссылается на отсутствие пассажиропотока. Как объясняют в местной администрации, у большинства есть свои машины, а если кому-то надо в районный центр, администрация берёт попутчиков или предоставляет свой автомобиль при условии заправки его топливом. Также селяне по договорённости друг с другом набирают экипаж и пользуются таким образом услугами такси.
Жителей д. Мишкино того же Шарканского района не устраивает расписание автобуса. Многие работают и учатся с восьми утра, а автобус прибывает на остановку в 8.40. Иногда и вовсе не приходит. Возвращаются домой люди тоже не без проблем. Пропустишь автобус – будешь голосовать на дороге. Для определения оптимального варианта расписания транспорта жители планируют провести публичный опрос и принять решение на общем собрании.
По логике, перевозки в населённые пункты, находящиеся недалеко от региональных центров, должны финансироваться из бюджетов. Но на деле – повезло, если нашёлся частник. А если не повезло?