Попробовать Байкал на вкус удалось ученикам «Менделеевского класса» Лицея №1 г. Камбарки из Удмуртии. Ребята рассказали, что сырая вода с середины самого глубокого озера в мире по вкусу ничем не отличается от очищенной бутилированной. Это открытие, а также множество других, позволила сделать Менделеевская экологическая экспедиция проходившая с 9 по 17 сентября.
На протяжении недели ученики «Менделеевских классов» из шести регионов России, а также студенты и педагоги занимались экспериментами, опытами, проводили сравнительный анализ воды на берегу и в акватории озера Байкал, и в картах-накопителях полигона «Солзанский» на территории Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Организаторами проекта стали Федеральный экологический оператор (предприятие Росатома), Иркутское областное отделение Всероссийского общества охраны природы, сеть Информационных центров по атомной энергии и Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева.
Проверить знания
Экспедиция для ребят стартовала с написания всероссийского экологического диктанта «ЭкоТолк» 10 сентября. Участники из разных городов встретились в Москве, где не только проверили свои знания, но и познакомились друг с другом, побывали на обзорной экскурсии по детскому технопарку «Менделеев Центр».
Ответить на каверзные вопросы под общей темой «На мусоре деревья не растут» в этом году решились более 700 тысяч человек. Среди участников были не только российские школьники и студенты, но и молодые люди из зарубежных стран – Коста-Рики, Сирийской Арабской Республики, Индии и т.д. Вопросы испытуемым задавали представители Госкорпорации «Росатом», Федерального экологического оператора, Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, Ассоциации граждан и организаций по содействию развития экологического образования и просвещения «ЭкоТолк», Общественной палаты РФ, известные общественные деятели и артисты.
У ребят, ранее лучше всех защитивших свои научные проекты на экологическую тему, приключения продолжились на Байкале. В состав Менделеевской экологической экспедиции вошли школьники и педагоги «Менделеевских классов», а также студенты и преподаватели вузов научно-образовательного консорциума «Передовые ЭкоТехнологии» из Удмуртии, Саратовской, Кировской и Нижегородской областей, а также других регионов.
Иркутск, встречай
Вместо учебников - мобильная лаборатория, вместо белых халатов – тёплая не продуваемая одежда – на Байкале ветрено. Первые практические шаги в науку для юных менделеевцев оказались захватывающими и необычными.
Восемь дней ребята изучали экосистему озера, знакомились с научными работами, а также анализировали состав воды в Байкале по 17 параметрам. Школьники установили, что вода озера в исследуемых локациях соответствует высокой чистоте природных вод. Самые смелые из юных исследователей попробовали воду Байкала на вкус – она не отличалась от фильтрованной.
«Мои представления превзошли ожидания. Знал, что в Иркутской области красиво, огромное озеро. Но не представлял, как это здорово – плыть по Байкалу на корабле, не представлял, что это так захватывающе – проводить эксперименты, брать пробы воды. Ничего подобного в школе не испытаешь! Нам удалось получить реальную практику, это большой опыт, благодаря которому полнее сложилось представление о работе экологов и химиков. Мы делали очень красивые химические эксперименты, которые ещё сильнее заинтересовали меня наукой», - признается Николай Лушников.
Программа была расписана буквально по минутам - в день гидроэкологии участники работали в составе групп в акватории, на берегу озера Байкал и в поймах рек, в другой день ребята изучали антропологическое воздействие на окружающую среду и осмотрели площадку Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, проводили собственные исследования надшламовой воды из картах Солзанского полигона, анализировали загрязнения, оценивали воздействие комбината на биоту на территории промплощадки. В день биоразнообразия ученики познакомились с Байкальским природным биосферным заповедником в Бурятии.
«Меня впечатлили ребята, участвовавшие в экспедиции. То, как они подают свои знания, как коммуницируют со взрослыми и студентами, общаются между собой. Я благодарна организаторам и кураторам за возможность побывать в уникальном месте. Поездка дала толчок развиваться и достигать поставленных целей», - отмечает студентка Удмуртского государственного университета Ирина Копысова.
Впереди - новое
Детям было важно показать необходимость бережного отношения к богатствам природы и созданию системы рециклинга в России, считают организаторы.
По замыслу организаторов, теперь подобные экспедиции станут традиционными для учеников «Менделеевских классов».
«Это расширяет кругозор детей, дает заряд сил и мотивацию продолжать обучение и с точки зрения профессиональной ориентации школьников оказывает позитивное влияние. У ребят была очень насыщенная программа. Многие даже жаловались, что не хватает времени на сон – но и педагоги, и молодёжь сами так загорелись идеей, что всё свободное время проводили за пробами воды, исследованиями, было много лекций. Кроме того, школьники знакомятся между собой, в дальнейшем, наверняка будут общаться. Мы видели, как они со слезами на глазах проводили последний вечер – не хотели расставаться», - отметил начальник управления по коммуникациям ФГУП «ФЭО» Денис Плещенко.