У предпринимателя, депутата Госсовета Удмуртии, Почетного строителя РФ Юрия Бычкова свой взгляд на привлечение инвестиций в республику. Об этом он поделился в эксклюзивном интервью с корреспондентом «АиФ в Удмуртии».
28-летний «долгострой»
Юрий Бычков: - В школе я учился хорошо, окончил её с 2-3 четверками. Когда мы ходили в старших классах на экскурсию на Машзавод, мне понравились станки, и я решил поступить в институт на механический факультет Ижевского механического института. Но в итоге закончил факультет промышленно-гражданского строительства. Думаю, что влияние на выбор профессии оказали фильмы и литература, пропагандирующие коллективный труд на благо общества. В этом смысле я был воспитан правильно. Также перед глазами был пример родителей. Мама Светлана Александровна - бухгалтер. Отец Федор Макарович – лучший бурильщик в «Удмуртгеологии». На Доске почета висела его фотография. Он и зарабатывал достаточно много. Орденоносец. Работяга. Любое дело он делал максимально хорошо. Я перенял от них трудолюбие и работоспособность, потребность в труде. Никогда не давал себе расслабляться.
- Как Вы стали депутатом? Вас знали избиратели, или Вы «завалили» округ деньгами?
- Идти в депутаты посоветовал мне тогдашний мэр Воткинска Валерий Фридрих. Я его послушал, хотя не слишком этого хотел. У меня были очень сильные соперники. Но я этого по неопытности даже не осознавал, ничего не боялся и в итоге победил почти с двойным «перевесом» по количеству голосов. Я тщательно изучил предвыборные технологии, сформировал сильный штаб, встречался с избирателями. Наша фирма уже тогда очень много делала для города, помогала школам, поэтому нас все очень хорошо знали.
- Как Вы основали свой бизнес?
- Мне нравилось работать в коллективе, но с самого начала получилось так, что я приобретал опыт самостоятельной работы при строительстве домов: занимался снабжением, составлял сметы, подписывал процентовки, выбивал деньги, вёл дела с банками. В годы «перестройки» образовалась бизнес-компания «Сапфир», где я был начальником участка. Работал очень активно - настолько, что уставшее от моих идей руководство, которое находилось в Ижевске, предложило мне отделиться, организовав свою компанию, что я и сделал.
- В каком положении находится сейчас строительный комплекс Удмуртии?
- Чтобы понять его состояние, достаточно сопоставить несколько цифр. Если его бюджетное финансирование в прошлые годы составляло 4 – 5 миллиардов рублей, то в этом году - лишь 2,5 млрд рублей. При этом существует 1,5 млрд рублей долга перед строителями и 1 млрд 200 млн рублей обязательных платежей, из которых 500 млн рублей – это проценты банку по программе льготного кредитования «Жильё для молодых семей». Ещё есть обязательство выплатить федерации 800 млн рублей – такова сумма софинансирования строительства детских садов и школ. Сюда нужно прибавить и расходы на капвложения в районах республики. Так, например, для Шарканского района они составляют 200 млн рублей. Если мы сложим все цифры «расходной части» и вычтем из «доходной», то получается, что денег нет совсем.
Решение проблемы
- Существуют ли пути выхода из этой ситуации?
- Конечно. Во-первых, гораздо больше средств, чем сейчас, можно получать из федерального бюджета, если этим систематически будут заниматься профессионалы. У нас работа ведется, но слабо. В других регионах, например, в Татарстане, целые министерства созданы, чтобы привлекать средства в экономику из разных источников.
- Вы говорите в своих выступлениях, что необходимо более эффективно вести борьбу с коррупцией и даже называете суммы убытков, которые терпит бюджет - 10-15 млрд рублей. В чём проявляется коррупция и как её победить?
- Приведу характерный пример. В 2015 году в республике выделено 5 млрд рублей на ремонт и строительство дорог. При этом во всех торгах участвует одна единственная компания, предлагающая почти нулевой процент снижения стоимости работ. Все знают, что качество дорог в других регионах лучше, чем у нас. Напрашивается вывод, что в следующий раз нужно привлечь к участию в конкурсе дорожные компании со всего округа. Если дать им объем работ в обмен на скидку в 10-15 %, то есть порядка 750 млн рублей, то мы получим хороший экономический эффект в виде качественных дорог. А так - эти деньги где-то осядут.
- Существует такой неочевидный пока для многих способ, как консолидация общественных финансов. Средства жителей, депутатов, бизнеса, спонсоров можно объединять и реализовывать на них, например, проекты благоустройства городских дворов, скверов. Качество окружающей среды улучшится – и люди хотят остаться там, где живут, будут больше ценить то, во что вложили деньги и душу. Приведу пример упущенных возможностей. К празднованию 175-летия П.И.Чайковского можно было построить гостиницу, объединив финансы бюджета, предпринимателей. В результате в городе была бы действующая гостиница, и бюджет получал бы дополнительный доход в виде налогов от неё. Гости, туристы могли бы оставаться в городе не два часа, а два дня и дольше.
- Вы ничего пока не сказали о привлечении инвесторов. Что нужно сделать, чтобы инвестиции шли в республику?
- Пока у населения есть деньги, то можно инвестировать во многие направления даже в трудные времена. В ПФО мы занимаем последнее место по привлечению инвестиций на душу населения. Чтобы исправить положение, в республике нужно создать условия для инвестора: уничтожить коррупцию, установить льготы по налогам, улучшить инфраструктуру, сохранять и готовить кадры, написать понятную всем стратегию развития республики, её районов и городов. И, конечно, важна стабильность политической ситуации.
- Что из этого у нас есть и как обстоят дела с остальным?
- Из этого у нас есть деньги населения, дороги и коммуникации и кадровый потенциал, который, впрочем, постепенно утрачивается, потому что многие уже отсюда уехали, кто-то не хочет работать, а кто-то хочет, но его не научили. Все портят нестабильная политическая ситуация, неэффективная борьба с коррупцией и отсутствие налоговых льгот. Стратегия развития республики требует доработки.
- Давайте подведём итоги. Какие суммы в год можно привлечь в бюджет из перечисленных вами источников?
- Федеральные средства могут составить порядка 5 - 10 млрд рублей, объём коррупционных средств, которые можно ввести в экономический оборот, я оцениваю в 15 млрд рублей. Размер вложений только внутреннего инвестора, которые сейчас предпочитает вкладываться не в Удмуртии или держит деньги в банке за рубежом, может достигать 10-20 млрд рублей и более. Экономический эффект от консолидации общественных финансов – это сумма, начиная с 5 млрд рублей. Если всё сложить, получится 40 млрд рублей, то есть фактически ещё один республиканский бюджет. При этом размер этой суммы может быть ещё больше, так как финансовый эффект от привлечения внутренних и внешних инвестиций и консолидации общественных средств никак не лимитирован. Решить проблему бедности республики можно, как и любую другую проблему.