В Удмуртии обнародовали первые итоги Всероссийской переписи населения. Они настораживают. За последнее десятилетие в республике существенно увеличилось количество населённых пунктов, где нет ни одного жителя.
С таксофона звонить некому
«Эту статистику создают деревни, – говорит заведующая кабинетом экологии и природопользования УдГУ Наталья Калинина. – Малочисленные деревни обречены на вымирание в течение пяти-десяти лет. Я присутствовала при осмотре исчезнувших деревень рабочей группой университета, которая составила интерактивную карту таких населённых пунктов. Ориентируясь по атласу автомобильных дорог, подъезжаешь к месту расположения деревни, а там полное запустение. При этом атлас дорог издан лет десять назад. В нём деревня ещё есть, а в реальности её уже нет. Вокруг живописные места, пруды, плодородные почвы – все естественные условия для жизни. На месте одной из деревень даже таксофон стоял. Жутко на это смотреть!»
В октябре прошлого года переписчики насчитали в республике 195 деревень-призраков. За январь 2011 г. по октябрь 2021 г. населённых пунктов без единого жителя увеличилось на 73. Больше всего их в Кезском, Балезинском, Игринском, Якшур-Бодьинском и Красногорском районах. У каждого исчезнувшего поселения своя уникальная история, человеческие судьбы, вклад в прошлое страны. Кто всё это передаст потомкам?
Рождаются уникально, умирают одинаково
Историю 1863 исчезнувших населённых пунктов отражает и интерактивная карта, созданная учёными в прошлом году. Они обещают работу продолжить: свою потерянную малую родину на карте нашёл не каждый. Боль в народе из-за гибели деревень живёт, но их жители – особенно молодые – продолжают уезжать в города и райцентры. Может ли это стать причиной кадрового голода в сельском хозяйстве?
В Селтинском районе в последние пять лет смогли реализовать два значимых инвестиционных проекта. Организовали откорм скота мясной породы и производство мёда в промышленных масштабах – безграничные просторы помогли. Вернули в севооборот почти 500 га земли и создали 90 новых рабочих мест. Понятно, что угроза сокращения жителей исчезла в нескольких деревнях. Подобные меры могут спасти деревни от вымирания?
«Могут, но вспять процесса не повернут, – говорит профессор, специалист по урбанофлористике Николай Ильминских. – Урбанизация – общемировой процесс. Соотношение 30/70 сельского и городского населения характерно для всех развитых стран. Город позволяет человеку быть более мобильным, расширяет возможности для реализации большего количества потребностей, в том числе – за счёт увеличения социальных контактов. С эволюционной точки зрения процесс урбанизации для человечества полезен. В нашей республике существует указанное соотношение населения. Возможно, доля городских жителей со временем возрастёт, потому что не во всех деревнях есть работа. Часто взрослые дети проживают на пенсии своих родителей. Понятно, что это путь в никуда».