Личный досмотр: кого и как обыскивают в судах Удмуртии, и законно ли это?

   
   

В суд Марину Самойлову пригласили в качестве свидетеля по имущественному делу. Отпросившись с работы, в назначенное время она подошла к зданию, где вершится правосудие. Но попасть внутрь оказалось не так-то просто. После того, как она прошла через рамку металлоискателя, человек в форме заставил женщину вывернуть карманы, открыть сумку и бесцеремонно проверил все ее содержимое. После такого обыска Марина лишилась маникюрных ножниц. Неужели столь безобидный предмет дамского туалета в суде становится «грозным оружием»?

Закон не запрещает?

Все жители Удмуртии при посещении любого суда подвергаются тщательному досмотру приставов. Последних даже снабдили специальным списком предметов, которые гражданам нельзя проносить с собой, входя в здание Фемиды. В этом списке значатся муляжи оружия, средства самообороны, легковоспламеняющиеся жидкости и т.д.

Действительно, федеральное законодательство дает приставам право «осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях… при наличии достаточных оснований полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.д.» Но иметь при себе другие предметы закон не запрещает.

Без протокола

Любой юрист вам расскажет, что при проведении личного досмотра нужно составить протокол и пригласить двух понятых. Да и человек, которого досматривают, должен быть замечен хотя бы в административном правонарушении. Почему же людей входящих в здание суда, обыскивают без каких-либо веских оснований, без понятых и протокола?

   
   

Каждого жителя республики, входящего в здание суда, пристав записывает в журнал, затем просит пройти через рамку металлоискателя. После этого требует показать содержимое карманов, представить для досмотра портфель, пакет или сумку. А иногда и снять поясной ремень. Почему же гражданин должен сам выворачивать карманы и выкладывать на стол содержимое сумки? Может быть, потому, что эти действия пристава незаконны? В отношении несогласных раздеваться и «самодосматриваться» пристав составляет протокол об административном правонарушении. Причина - нарушение «Правил пребывания посетителей в здании суда». Но ведь российский административный кодекс не предусматривает ответственность за нарушение каких-либо «Правил…».

Оказывается, в Удмуртии председатель каждого суда сам утверждает некие «Правила…», которые нигде не опубликованы, а, значит, не имеют юридической силы. Но в судах республики ежедневно проводятся личные досмотры граждан, при этом ни одного протокола не составлено.

Возможно, свои действия приставы оправдывают тем, что таким образом они пытаются защитить судей от противоправных действий граждан. Но не лучше ли вместо проведения личных досмотров оборудовать судебные здания специальными техническими средствами, обеспечивающими безопасность, или защищаться от своих же граждан в рамках закона, а не «Правил…» собственного сочинения?

Комментарий эксперта

Михаил Старков, председатель правления УРОО «Комитет по защите прав потребителей»:

- Действительно, в последнее время в судах республики обыски стали регулярными. Проводятся они без составления протокола и привлечения понятых. Женщин часто досматривают мужчины. При этом сотрудники прокуратуры или полицейские проходят в здания суда беспрепятственно, проносят с собой табельное оружие и спецсредства. На них закон не распространяется? Стоит заметить, что в других регионах в зданиях суда такие обыски не проводятся. Почему же у нас это стало нормой?

Справка «АиФ-Удмуртия»

В здания судов республики запрещен вход с такими предметами, как:

  • имитаторы и муляжи оружия и боеприпасов (в том числе - детский игрушечный пистолет);
  • любые средства самообороны;
  • аэрозольные распылители (например, дезодорант);
  • бытовые предметы, обладающие колюще-режущими свойствами (например, маникюрные ножницы);
  • легковоспламеняющиеся жидкости и вещества (например, лак для ногтей);
  • окислители-перекиси органические, отбеливатели (например, стиральный порошок, перекись водорода, пятновыводитель);
  • любые объемные предметы;
  • иные предметы, вещества и средства, представляющие угрозу для безопасности окружающих.

Кроме того, этот перечень может быть в любой момент дополнен председателем суда.

Смотрите также: