Почему в деревнях исчезают ремесла

Светлана Стовбун / АиФ

Свое дело

   
   

Владимир Евгеньевич, те деревни, в которых обанкротились колхозы, стареют в течение нескольких лет. Молодежь в поисках работы уезжает, остаются, в основном, пенсионеры. Почему сельские жители не могут возможность зарабатывать на жизнь?

Конечно, зарабатывать можно не только в колхозе. Но нельзя заставить человека освоить новое дело, если он сам этого не хочет. А возможностей в деревне очень много. В свое время я разводил пушных зверей, выделывал шкуры, шил шапки. Выращивал тепличные огурцы и ранней весной продавал их на рынке. Когда дефицит на меха прошел, а овощи начали поставлять тепличные хозяйства, занялся пчеловодством. Как-то мне захотелось  подсчитать количество специальностей, которые освоил в течение жизни. Получилось 26. С таким багажом знаний не пропадешь. Вот есть в нашем районе деревня Брызгалово. Производства там нет давно. Но жители нашли свое дело - вяжут метлы. Есть в Можгинском районе поселок Черемушки, где градообразующим предприятием был льнозавод, на котором резко сократилось производство. Выход бывшие рабочие нашли в изготовлении мочалок. И заработали не только на хлеб, а на добротные дома из кирпича.

Но почему среди деревенских жителей подобная смекалка встречается не часто?

Дело не только в смекалке. Кроме нее нужно найти возможность для сбыта товара. Черемушки находятся рядом с федеральной трассой. И люди эти мочалки продают прямо на обочине дороги. Товар брызгаловцев закупает районное потребительское общество. А другие кустарные изделия не так-то просто продать. Можно, конечно, мастерам свой товар сдавать в Дома ремесел. Но эти дома - не магазины, а учреждения культуры. И большого товарооборота у них нет. К тому же не все мастера оценивают свои изделия в соответствии с запросами рынка. Многие свой штучный товар, изготовленный вручную, продают по очень высокой цене. Покупателю со средним достатком он становится не по карману. Вот если бы у народных умельцев появилась возможность для массового сбыта изделий, то и цена была бы другой. А если обучать новых мастеров, удалось бы и многие исчезающие ремесла сохранить, и деревни от вымирания спасти. Из нашего района уже ушли в небытие кузнечное и бондарское дело. Лапти сейчас плетет единственный мастер - Михаил Соловьев из деревни Валадор.

Бочки да лапти

Но бочки и лапти сегодня уже не нужны людям. Кто их будет покупать?
А почему бы и нет? Многие сейчас забыли удивительный вкус  заготовленных впрок кадочных грибов и овощей, а я помню его хорошо. Огурцы, капусту, грузди заготавливали без консервантов, и хранились они до нового урожая. Тот, кто заботится о своем здоровье, разве откажется от полезной еды? Скобы и иной кузнечный инвентарь для личных хозяйств тоже нужны, просто нас приучили все это покупать в магазине. А лапти могут стать хорошим сувениром, хотя и их можно использовать вместо резиновых калош. Наши предки сами изготавливали нужные для хозяйства  вещи, питались здоровой и полезной пищей. Я вовсе не сторонник квасного патриотизма. Однако, в традициях прошлого, умении наших прадедов жить в гармонии с природой, обходиться натуральным хозяйством, осваивая множество нужных в быту ремесел, много рационального.

   
   

Какие 26 ремесел освоили вы? Все ли они нужны в деревенской жизни?

Я умею выполнять работу сварщика, сантехника, плотника, токаря, тракториста, печника, портного, кочегара, пастуха, садовода, водителя, продавца, фотографа, музыканта, педагога, электрика, киномеханика и, конечно, клубного работника. Все эти профессии пригодились в быту. Зачем «отщипывать» деньги из семейного бюджета и отдавать их плотнику, если можно самому топором поработать, или переплачивать за одежду фабричного производства? Я сам шил платья дочерям. На музыкальных инструментах играл на свадьбах и похоронах, там же делал фотографии. Киномехаником в деревне быть не обязательно, но фильмы, которые я снял, сохранили лучшие моменты в жизни моей семьи.
Профессия по душе

А какие из этих профессий вам больше всего по душе?

Ткачество и  резьба по дереву. Люблю  плести корзины, но в нашем районе есть мастер лозоплетения – Юрий Наймушин, с работами которого мне пока конкурировать не удается. Хотя стараюсь постоянно совершенствовать свое мастерство. Даже сам смастерил миниатюрный ткацкий станок. Я тогда преподавал в школе и решил научить детей ткать цветные пояса - элемент удмуртского костюма. Дети пользовались решеткой - основным приспособлением для ткачества, которое одному из участников процесса приходилось держать. Мне пришлось усовершенствовать инструмент опоры. Теперь изготавливать пояса можно без посторонней помощи.

Пояс Владимира Елышева Фото: АиФ / Светлана Стовбун

Помните, как изготовили свой первый пояс. И насколько это ремесло востребовано сейчас?

Первый поясок сплел в середине 1970-х, во время службы в армии. Был связистом, в части было много цветных проводов, они и стали сырьем для дембельского ремня. А вернулся к ремеслу через 40 лет. Пояса сейчас приобретают самодеятельные коллективы.  Покупают их и люди, далекие от сцены, в качестве сувениров.  

Принято считать, что основное условием творчества - свобода. А мастер сегодня всё равно вынужден работать на заказ…

Творить действительно может лишь внутренне свободный человек. И наше время - время свободных людей. Но преимущественно равнодушных. Беда равнодушия в том, что человек становится безразличным к будущему своей деревни и своих односельчан. Потому он и не ищет возможностей для развития нового ремесла, от которого и деревня может возродиться.

Справка
По статистике за последнее десятилетие в Удмуртии исчезло 129 деревень. В 5 районах республики население сократилось более чем на 20%. Главной причиной оттока сельского населения становится невозможность найти работу после распада общественного производства.

 

 

 

 

Смотрите также: