Когда-то профессия учителя была одной из самых уважаемых и значимых в обществе. Педагог был источником знаний, наставником, примером для подражания, человеком, формирующим будущее поколение. К сожалению, сегодня авторитет учителей пошатнулся. Мы всё чаще слышим о случаях, когда педагоги сталкиваются с неуважением, хамством и даже агрессией со стороны учеников. Порой ситуация доходит до немыслимого: даже младшие школьники позволяют себе оскорблять учителей нецензурной бранью или применять физическую силу. Но проблема не только в поведении учеников. К сожалению, нередко права учителей нарушаются и теми, кто должен их защищать — руководством школ. Давление, перегрузка, отсутствие поддержки — всё это приводит к выгоранию и демотивации педагогов. И эту проблему признают даже на самом высоком уровне — в Министерстве просвещения. Подробности — в материале сайта udm.aif.ru.
Инструкция по конфликтам
В Удмуртии теперь действует новый орган, призванный отстаивать права и репутацию учителей. Решение о его создании было принято Министерством образования и науки республики в ответ на многочисленные жалобы от самих педагогов и профсоюзов. Эта комиссия будет заниматься урегулированием разногласий и споров, которые могут возникнуть между преподавателями и администрацией учебных заведений, а также с учениками, студентами и их родителями. В сферу ответственности нового органа войдут случаи, когда нарушаются этические нормы или трудовые права работников образования. Кроме того, через комиссию можно будет оспорить дисциплинарные меры, примененные к учителям руководством школ и вузов.
В состав комиссии войдут представители Министерства образования и науки Удмуртии, депутаты Государственного Совета республики, а также сотрудники профсоюза работников образования и Госинспекции труда. Возглавит эту структуру министр образования и науки региона Светлана Болотникова.
Стоит отметить, что аналогичная комиссия также функционирует на федеральном уровне при Министерстве просвещения России. Её задача — обобщать опыт регионов, вырабатывать предложения по улучшению законодательства, касающегося защиты прав педагогов, и рассматривать наиболее сложные и резонансные случаи.
Как подчеркнул министр просвещения РФ Сергей Кравцов, этот механизм предоставит учителям дополнительные возможности для защиты своих интересов, поможет разрешать непростые ситуации и оказывать необходимую поддержку на местах. Он также заверил, что каждый учитель сможет обратиться с любыми волнующими его вопросами. Но всё же решения такой комиссии будут носить рекомендательный характер.
Руководитель АНО проведения процедуры медиации «Медиаторы18» Эдуард Сабиров выразил сомнения в действенности созданной комиссии, несмотря на её очевидную важность для учителей. По его мнению, проблема кроется в том, что служба создаётся как паллиативный ответ на насилие участников образовательных отношений, игнорируя при этом тот факт, что сами педагоги являются участниками этих отношений. Он предлагает иной подход.
«Развивать у педагогов умение выстраивать общение, основанное на сопереживании и уважении, занимая при этом не позицию эксперта, а позицию равного, — это чрезвычайно трудная задача, поскольку многие учителя сами выросли в условиях, где преобладали насилие, агрессия и неуважение. И, видимо, сейчас наступает время, когда формируется новое поколение педагогов, для которых главным становится не глубокое знание предмета, а способность эффективно выстраивать межличностные отношения. И этому необходимо целенаправленно учиться», — считает эксперт по медиации.
Наказывать рублём
В Госсовете Удмуртии тоже подняли вопрос о необходимости усиления защиты учителей и повышения уважения к их труду. Депутаты считают, что действующее законодательство не в полной мере регулирует ответственность родителей за некорректное поведение по отношению к педагогам и за формирование у детей негативного отношения к учителям.
«Профессия учителя имеет высокую социальную значимость, а права педагогов на защиту от любого вида насилия гарантированы законом. Однако нередко возникают конфликтные ситуации, спровоцированные родителями, которые демонстрируют неэтичное и агрессивное поведение по отношению к учителям, а также транслируют такое отношение своим детям. В настоящее время федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ не предусматривает конкретной ответственности родителей за подобные действия. А невысокий размер штрафов, установленный Кодексом об административных правонарушениях, не оказывает достаточного влияния на родителей, сознательно унижающих достоинство педагогических работников», — говорит заместитель председателя Государственного Совета — председатель постоянной комиссии по науке, образованию и поддержке развития институтов гражданского общества Татьяна Ишматова.
В связи с этим в закон об образовании предлагается вписать административную ответственность для родителей. Это касается случаев неисполнения родительских обязанностей в сфере образования, нарушения правил внутреннего распорядка образовательных учреждений, а также проявления явного неуважения или унижения чести и достоинства как учеников, так и педагогов.