Моцарт в качестве примера. Как перевернуть представление об искусстве?

В год дети дают 100 концертов. © / Геннадий Юсим / Из личного архива

Детская школа искусств №2 г. Ижевска им. П.И.Чайковского — это 1500 учеников, 70 преподавателей и концертмейстеров. Сегодня в учреждении работают отделения: фортепианное, оркестровое, хоровое, хореографическое, эстрадное, художественное, отделение раннего развития детей, школа для взрослых. С руководителем ДШИ №2 заслуженным работником культуры Удмуртской Республики Геннадием Юсимом о музыке и школе — в интервью с корреспондентом «АиФ в Удмуртии».

   
   

Баскетбол или музыка?

Елена Лямина, «АиФ в Удмуртии»: Геннадий Ефимович, согласны ли вы, что дети имеют право быть беззаботными? У вас же в школе сплошные репетиции, выступления, конкурсы — и так круглый год… ​

Геннадий Юсим: То есть, если ребёнок ничем не занимается, то надо идти у него на поводу? Пусть сидит целый день дома за компьютером или болтается во дворе? Одно дело, если он не хочет заниматься в музыкальной школе, но жаждет посвятить себя баскетболу или шахматам, ему надо помочь в этом стремлении, но зачастую ситуация выглядит иначе — ребёнок просто ленится. Могу сказать точно, занятия в музыкальной школе или спортивной секции дисциплинируют и учат ответственности. Хочу напомнить, Моцарт начал концертировать в возрасте 5 лет и стал великим музыкантом.

 Как попасть в детскую школу искусств и выбрать верное направление?

 У нас существует специальный конкурсный отбор, в рамках которого опытные педагоги могут компетентно определить, есть ли у ребёнка те или иные таланты. Затем дети начинают заниматься в подготовительной группе и в ходе этих занятий понять, то ли направление они выбрали. Детская школа искусств — это уникальная площадка, здесь множество направлений: вокал, хореография, театральная студия. Каждый может ознакомиться со всеми направлениями и выбрать своё.

 C какого возраста можно приводить детей на занятия?

 Нет определенного возраста, каждый ребёнок уникален. Мы проводим дни открытых дверей, а можно просто договориться о встрече с нашими педагогами, привести малыша в школу, мы дадим рекомендации. У нас занимались даже двухлетние дети. Для дошкольников существует класс «Звездочки». Малыши могут заниматься индивидуально или в небольших группах.

   
   

Дети выступают для детей


Расскажите о детской филармонии, которую вы открыли при школе искусств.

Мы хотели создать детскую концертную организацию. У нас получилось, теперь мы даём больше 100 концертов в год. Дети выступают для детей. Это наша главная идея. Один талантливый ребёнок может перевернуть представление своих сверстников об искусстве. Ребёнок видит на сцене таких же мальчишек и девчонок, в нём просыпается любопытство, интерес, потом приходит мысль: «Я тоже так хочу!»

А для наших учеников это бесценный опыт, они выступают не перед родителями и педагогами, они получают внимание настоящей публики, которая купила билеты, чтобы посмотреть концерт. За 6 лет я уже многих убедил, юным исполнителям необходима сцена и публика, мы тянем их на сцену изо всех сил. В противном случае учёба в музыкальной школе это класс и экзамен. Сдал забыл. И так все семь лет обучения, потом забросить ноты подальше, и до свидания! Я хочу, чтобы ребенок почувствовал общественную значимость того, что он делает, с эстрадного отделения у меня практически все ученики идут в профессию. Они уже не хотят и не могут без сцены.

Тяжело пробиться на большую сцену? 

Это очень трудно. В России музыкальная индустрия находится в зародыше. Если не помогать, не работать в этом направлении, всё останется на прежнем уровне. Я поясню, сейчас единицы действительно талантливых ребят прорываются на сцену, зачастую там оказываются совсем не те «исполнители». Не всегда их появление связано с творческими и артистическими способностями. У нашего педагогического коллектива есть общее понимание  невозможно воспитать артиста в классе. Творческая единица обязана не просто уметь петь, играть, танцевать, артист должен уметь встраиваться в общество, доказывать и показывать свою состоятельность, необходимость, пользу.

Что ещё важно знать и понимать начинающему исполнителю?

Прекрасный голос и тембр, не самое главное, зрители хотят увидеть личность, публике нужен герой, если внутри у тебя нет эмоций, чувств, тебе нечего рассказать, публику не зацепишь. Я всем ученикам, когда они только выходят на сцену, задаю вопрос — о чём ты поёшь? Алину Чувашеву я даже просил писать сочинения о каждой песне. При этом она яркая, талантливая, у неё шикарный диапазон, но этого было мало. Ноты важны, звуковедение, дыхание, — но это только инструменты, которые должны нести мысль, чувство. Нужно читать, размышлять, смотреть спектакли, слушать лучшее, что было сделано до тебя. 

Конкурс как возможность общения

 В середине ноября в Ижевске вновь планируется большое событие вокальный конкурс «Поющий корабль», расскажите о нём подробнее.

 Это девятый по счёту конкурс. В этом году он получил статус всероссийского. Школа является организатором конкурса, который пройдет на нашей сцене с 17 по 19 ноября. Я уже могу назвать имена членов жюри, председателем жюри в этом году станет ведущий артист Королевского оперного театра Ковент-Гарден (Лондон) Александр Науменко. Он много и активно выступает в Европе и США. Ещё одна легенда Сергей Манукян, выдающийся джазмен. Он выступал на одной сцене с Майклом Болтоном, Синди Лоупер, Куинси Джонсом, Джорджем Бенсоном, Херби Хэнкоком и другими звездами мирового уровня.

Наш конкурс, прежде всего, направлен на профессиональное развитие будущих исполнителей. Лауреатами этого конкурса в разные годы стали: Марк Юсим, Алина Чувашева, Света Сыропятова.

Помимо конкурсной программы, мы готовим мастер-классы, лучшие педагоги будут работать с участниками конкурса. Я хочу ещё раз пояснить, есть коммерческие конкурсы, которые создают ажиотаж вокруг детей, как сейчас принято говорить хайп, при этом нанося серьёзные психологические травмы. Мы против подобного подхода, наш конкурс это возможность развития, общения, работы с мастерами.

Досье АиФ
Геннадий Юсим родился в г. Бердичеве, Житомирская область, Украина. Окончил Музыкальный факультет Глазовского государственного педагогического института. Возглавлял Глазовский лицей искусств. 2005-2010 гг. — заместитель начальника Управления культуры Администрации г. Ижевска. С 2010 года директор ДШИ №2 им. П.И.Чайковского, художественный руководитель эстрадной студии «Выше радуги». Женат, 2 детей.
 В начале сентября вы с детьми побывали на праздновании дня города в эстонском Кохта-Ярве. 

 Север Эстонии это практически наши соотечественники, Кохта-Ярве небольшой шахтерский городок, он похож на один из районов Глазова, где в архитектуре сохранился сталинский ампир. Население 35 тыс. человек. И этот шахтерский город может гордиться великолепным дворцом культуры на 400 мест, там всё сделано с любовью, профессиональное цифровое оборудование, видео, свет. Это настоящая сцена. У нас только в Ленинском районе Ижевска население почти 70 тыс. человек. И у нас в школе не сцена, у нас актовый зал, из которого мы сделали всё, что смогли. Я не жалуюсь, я сравниваю. Но есть о чём задуматься. Публика принимала нас прекрасно. 

Как складывается творческая судьба выпускников школы?

Мы готовим не продвинутых слушателей, мы готовим исполнителей. Иначе слушать скоро будет просто некого. У нас нет задачи научить сыграть ноты — нас интересует музыка. При этом мы всегда открыты и активно работаем в новом информационном пространстве, у нас 20 групп только во «Вконтакте».

У меня невероятный класс в этом году, из девяти ребят, шесть человек ученики 11 «И» класса из 25 лицея. Мы договорились с руководством этого учебного заведения и перевели ребят, создав для них специальный класс, чтобы подготовить к поступлению в высшее учебное заведение в сфере искусства. Талантливые дети «теряются» по дороге: разбиваются об ЕГЭ, о средние специальные заведения. А наших выпускников уже знают и ждут в московских заведениях, наши ученики сами будут выбирать, куда поступать.

Смотрите также: