Буллингу – нет! Как в школе создали службу примирения

Педагог объединяет вокруг себя старшеклассников, которых обучает восстановительному подходу к разрешению конфликтов. © / Эдуард Сабиров / Из личного архивa

Дети могут быть очень жестоки по отношению к своим сверстникам. Особенно отчётливо это проявляется в подростковом возрасте, когда ребёнку важно самоутвердиться.

   
   

Начался учебный год. И взрослым стоит ещё раз напомнить об одной из самых острых проблем в школе – буллинге.

Конфликты неизбежны

Несмотря на то, что проблема буллинга распространена и масштабна, точных и официальных статистических данных не существует. В Удмуртии на эту тему провели опрос среди родителей школьников и самих учеников. Наличие травли в школах подтвердили 80 % опрошенных. При этом более 10 % детей сами подвергаются ежедневно травле со стороны сверстников. Об этом сообщила уполномоченный по правам ребёнка в Удмуртии Ольга Авдеева.

Конфликты в обществе неизбежны, но и они могут быть разными: от лёгких ссор на несколько минут до серьёзных проблем продолжительностью не один месяц. Для решения таких ситуаций без третьей стороны детям порой не обойтись. Речь идёт о медиации, создании в школе специальной службы – службы примирения.

«Школа, заточенная под образовательный процесс, не всегда готова обсуждать другие проблемы. Поэтому многие учреждения для ответов на современные вызовы осознанно пришли к тому, чтобы создавать у себя службы примирения, – рассказывает профессиональный медиатор, юрист-консультант социально значимых проектов в области прав ребёнка Эдуард Сабиров. – Как правило, куратором школьных служб примирения выступает педагог. Он объединяет вокруг себя детей разного возраста (обычно это дети из 7-9 классов), которых обучает восстановительному подходу к разрешению конфликтов. Он как раз и направлен на создание условий для обсуждения с участием всего школьного сообщества – родителей, учеников, педагогов – той или иной актуальной проблемы. Служба примирения обеспечивает такие права ребёнка, как право на участие, на высказывание своего мнения, право на уважение своего достоинства. Каким бы серьёзным ни оказался конфликт с участием школьника, он с помощью запуска процедуры примирения может увидеть неравнодушных людей вокруг себя. А это способствует формированию ответственного отношения к своим делам – к обучению, к помощи друзьям, к уважению старших и так далее».

Ищем выход, а не виновных

В ижевском социально-экономическом лицее № 45 с прошлого года работает команда юных волонтёров-медиаторов. Дети заинтересованы в разрешении внутрилицейских конфликтных ситуаций своими силами и теперь обучаются восстановительным практикам.

«Наш класс дружный, серьёзных конфликтов нет. Но знаю, что в параллели есть случаи буллинга, – рассказывает ученица восьмого класса Екатерина Дуева. – Я всегда сочувствую ребятам, над которыми издеваются. Такого не должно быть. Мне нравится общаться с людьми, выслушивать их. Сейчас в нашей команде «Юных медиаторов» шесть человек, также к нам хотят присоединиться ребята из других школ. В течение учебного года занятия проходят в школе раз в неделю, летом мы собирались в онлайн-формате».

   
   

Ещё одна ученица лицея Самира Гатауллина в будущем хочет стать психологом. Девушка считает, что знания, полученные в службе примирения, помогут ей в освоении профессии.

«Мне интересно решение конфликтов в различных ситуациях. Занятия проходят довольно увлекательно: мы создаем кейсы и пробуем себя в различных ролях (агрессор, жертва). Мы смотрим фильмы, после чего разбираем конфликтные ситуации, – делится Самира. – Главное в медиации – это не искать виноватых, а прийти к оптимальному решению, которое устроит всех».

В этом году волонтёры-медиаторы перейдут от теории к практике и будут на деле помогать своим одноклассникам в решении конфликтов.

Всего в регионе, по последним данным, работают 76 служб примирения и 29 служб медиации. Также в республике существуют шесть муниципальных служб примирения. Они есть в Камбарке, Игре, Кизнере, Ижевске (в Ленинском районе), Можге, Уве. Но, несмотря на ряд успешных практик, говорить о системной профилактической работе во всех школах республики не приходится. Волонтёры-медиаторы уверены, что таких служб должно быть гораздо больше, чтобы ссоры и недопонимания не перерастали в буллинг.