7 декабря в научной библиотеке УдГУ в Ижевске прошло торжественное посвящение в «менделеевцы». 15 учеников пятого потока «Менделеевского класса» лицея № 1 им. Н. К. Крупской г. Камбарки, положив руку на сердце, поклялись любить науку и соблюдать технику безопасности.
Будущие инженеры-экологи
Проект «Менделеевские классы» воспитывает будущих инженеров-экологов, которые будут работать в сфере обращения с отходами. В Удмуртии эта отрасль стремительно развивается, поэтому для республики очень важно подготовить толковых специалистов.
«Это важный проект. Он помогает ребятам определиться со своей будущей профессией. Оказывается, специальностей, связанных с экологией, очень много. До этого проекта мы не знали, что есть эколог-юрист, эколог-программист. Я думаю, что многие ребята всё-таки свяжут свою будущую деятельность именно с экологией», – подчёркивает завуч лицея № 1 им. Н. К. Крупской г. Камбарки Оксана Балакина.
В течение четырёх лет ученики углублённо изучают математику и химию, а помогают им в этом преподаватели УдГУ и РХТУ им. Менделеева. Помимо дополнительных занятий ребята посещают экскурсии, участвуют в олимпиадах, конкурсах и ездят в экологические экспедиции.
«Также предусматривается знакомство с образовательными учреждениями и их лабораториями. Используется современный метод обучения – проектные технологии, когда ребята работают и решают какую-то свою узкую задачу, пишут исследовательские проекты», – рассказывает кандидат биологических наук, доцент кафедры инженерной защиты окружающей среды Института гражданской защиты УдГУ Анастасия Журавлёва (она же является куратором проекта со стороны университета).
У авторов лучших проектов есть возможность отправиться в экологическую экспедицию. Например, в 2021 г. «менделеевцы» ездили на озеро Байкал, в сентябре 2022 г. – на Финский залив и на полигон промышленных отходов «Красный Бор» в Ленинградской области, а в прошлом году исследовали Южный Урал. В этом году будущие экологи исследовали уникальную экосистему Камчатки. Ребят привлекают экспедиции. Когда они возвращаются из поездки, глаза горят, эмоций море. У детей есть стимул заниматься проектами, потому что они знают, что впереди их ждёт практика, – говорит Оксана Балакина.
После окончания программы обучения каждому школьнику выдаётся именной сертификат РХТУ им. Д. И. Менделеева.
В рамках проекта также предусмотрена работа для студентов. За учениками их закрепляют как наставников. Им предоставляется возможность познакомиться с той отраслью, где им предстоит работать. Они узнают, как происходят процессы преобразования и очистки окружающей среды, узнают структуру и логику работы промышленных предприятии, которые находятся на всей территории России.
Проект реализуется совместно с РХТУ им. Д. И. Менделеева и Федеральным экологическим оператором (предприятие Госкорпорации «Росатом») на территориях, где создаётся современная инфраструктура для утилизации и обезвреживания отходов I и II классов. Данной отрасли в будущем потребуются специалисты, поэтому задача «Менделеевских классов» (помимо помощи детям в успешном окончании школы и сдаче ОГЭ и ЕГЭ для поступления в вуз) – уже сегодня прививать школьникам интерес к профессии промышленного эколога.
В Удмуртии первый «Менделеевский класс» открылся в 2020 г. Также проект реализуется в Кировской, Саратовской, Курганской, Иркутской и Нижнегородской областях.
«Мы понимаем, что работу по подготовке высококлассных специалистов в сфере промышленной экологии необходимо начинать со школьной скамьи. А взаимодействие с вузами позволяет обеспечить школьникам бесшовную профессиональную траекторию: школа – вуз – предприятие», – отметила и. о. директора по коммуникациям ФГУП «Федеральный экологический оператор» Марина Николаева.
Церемония посвящения
На церемонии посвящения ребята принесли клятву любить науку и соблюдать технику безопасности. «Менделеевцы» познакомились со своими наставниками и преподавателями. Надев белые халаты, юные химики заняли свои места в лаборатории. За несколько дней до приезда в УдГУ они взяли пробу воды и почвы с берегов Камбарки.
А дальше – больше! Ребят ждут будни, наполненные наукой, а в марте им предстоит защита своего проекта.
«В основном учеников интересует состояние водоёмов, как проводится мониторинг почвы. У ребят появляются проекты о создании альтернативных источников энергоснабжения», – говорит куратор «Менделеевских классов».
Ученик 7б класса лицея № 1 им. Крупской Кирилл Титков рассказывает, что когда в школьной программе появилась физика, он с ней быстро подружился.
«Менделеевский класс для меня – это большой шаг в образовании. Это очень важно. Проект даёт много знаний, он поможет мне при поступлении написать экзамен», – рассказывает юноша.