Ворчащих на жизнь сейчас много и в городах, и в сельской местности. А возможности для преодоления трудностей в городе и на селе разные.
Горожанам с трудностями справиться можно в пределах собственного населённого пункта без радикального решения - переезда. В деревне же самый распространённый путь борьбы с проблемами – переселение. Неслучайно пустеют деревни в глубинке. По итогам переписи населения Удмуртстат подсчитал, что 195 из них не имеют ни одного жителя.
«Пожгурт (деревня в Селтинском районе. – Ред.) больше 150 лет назад образовался. Все эти годы жители могли организовать себя. Наши предки жили, а мы чем хуже? - спрашивает местный предприниматель Леонид Столбов. – Во вновь образовавшемся починке проживало до десяти человек. За 40 лет численность населения выросла в пять раз. Первое сокращение людей произошло в годы Великой Отечественной войны. Второе – после перестройки. Война лишила жизни, а переход к рынку – стабильной работы».
Есть все ресурсы
После отъезда первых соседей Леонид Алексеевич и подумать не мог, что скоро превратится в стража этой деревушки. Что небольшое предприятие по деревообработке, созданное для обеспечения семьи необходимым доходом, превратит его в хозяина КФХ. И что это хозяйство (по определению главы Удмуртии Александра Бречалова) станет деревнеобразующим.
«Хозяйство небольшое: около 500 гусей, - рассказывает фермер. – Идея с гусиной фермой родилась в 2019 г. В частном хозяйстве мы уже содержали эту птицу. Она неприхотлива. При наличии естественных условий выпаса может приносить потомство и прибыль. А в тот год в республике приступили к реализации «Агростартапа» - проекта по материальной поддержке начинающих фермеров. Мы с супругой посоветовались и решили создать бизнес-проект своей гусиной фермы. Опыт содержания домашних птиц есть, материальная основа для участия в проекте имеется, природные ресурсы для выпаса большого стада – водоём и поля с многолетними травами – никто кроме нас не использует. Так и решили стать фермерами. А до этого держали небольшую пилораму. С нуля её создали. Торговали с Венгрией, до двадцати человек в деревообработке были заняты. Однако перспективы исчезли из-за сокращения сырьевой базы. Но вот основали ферму, поголовье птицы увеличилось. И открылась новая дорога. Сначала сделали запруду на р. Пожгуртке. Потом прудик зарыбили – нечего водоёму простаивать! Затея удалась – в прошлом году продали 1,5 т карпа. Нынче закупили коптильню отечественного производства. Копчёные мясо и рыбу будут покупать местные жители и туристы: гостиницу для них мы в 2015 г. построили. Сейчас с сыновьями планируем посевные площади увеличивать. На ферме всей семьёй работаем. Хотим ещё четырёх человек пригласить. У бизнеса есть удивительная особенность: чем больше достигаешь, тем больше задач открывается. Мне 65, а я всё ещё мечтаю. И глава региона задачу на следующую пятилетку поставил: перегнать Вавожский район. Далеко от нас вавожцы оторвались, но на старте руки опускать нельзя».
Новые фермы
Леонида Столбова готовы поддержать его коллеги – начинающие фермеры Селтинского района. В Минсельхозе говорят, что нынче они активнее всех по программе «Агростартапа» работают - получили четыре гранта. А в прошлом году в районе появилась козья ферма.
«За три года этой программы в республике открылись или расширили производство 110 хозяйств, - рассказывает глава региона Александр Бречалов. - Нынче новые хозяйства и производства запустят 33 фермера в 19 районах. В прошлом году в бизнес стартовали 22 человека. В Алнашском районе фермеры занялись производством мяса, в Завьяловском – животноводством и растениеводством, в Балезинском районе открыли цех по производству сыров и кисломолочной продукции. По программе поддержки начинающих фермеров в республике зародилось специализированное мясное скотоводство, молочное козоводство, тепличное овощеводство. В сёлах на продажу начали разводить кроликов, гусей, пчёл, стали выращивать ягоды и варить сыры. Благодаря таким людям живёт и развивается село. Леонид Столбов – один из них. Он создаёт рабочие места и берёт на себя решение социальных вопросов, благоустройства, газификации».
«Благодаря активным хозяйственникам удаётся привлекать средства по программе «Комплексное развитие сельских территорий», ремонтировать клубы по федеральной программе «Культура малой Родины»», - добавляет депутат Госсовета Андрей Ураськин.