Долги природе. Готовы ли жители Удмуртии их вернуть?

Излишние юридические запреты не дают вовлекать детей в экологические акции. © / Природный парк «Шаркан» / Из личного архива

С 1 августа в Удмуртии разрешена добыча бурого медведя.

   
   

По указу главы региона лимит добычи этого хищника на предстоящий год составит 231 особь. По сравнению с охотничьим сезоном 2019-2020 гг. это больше почти вдвое. Значит ли, что выросла численность медведей?

С медведицей наедине

«Охотники считают, что в лесах Кезского района их 34, – говорит глава МО «Кулигинское» Василий Бузмаков. – А вопрос о численности возник после того, как в лесном малиннике возле д. Жерноково медведица напала на жителя Кулиги Михаила Харитонова. И до этого случая люди рассказывали, что видели зверя издали. Года два назад медведь выходил к истоку Камы, но быстро убежал. А нападений до сих пор не было. Зверь подбирается к селу, потому что человек сам создаёт для этого условия. Окрестные поля заброшены и зарастают древесной растительностью. По старой привычке под ближайшими кустами люди зарывают останки забитых животных. Например, шкуры овец и коз, которые заготовительные организации сейчас не принимают. А медведи – падальщики, полуразложившаяся живность для них лучшее лакомство».  

Михаил Харитонов от медведицы отбивался ведром. Вспоминает, что бил её по морде, но та долго не отступала – наверное, защищала своих медвежат. Их было двое. Отделался Михаил переломом кости, сейчас получает стационарное лечение. Извечное противостояние человека и природы  закончилось ничьей. А каким будет исход этого противостояния, если человек не переменит потребительского к ней отношения?

«Очередную партию краснопёрки выпустила семья Зыкиных в пруд нашего села. Спасибо за небезразличное отношение к водоёму», – эту благодарность  глава МО «Июльское» Воткинского района Фёдор Караман высказал в середине мая через социальные сети.

Сотрудничество главы сельской администрации и супружеской четы из Ижевска началось с высадки в Июльском саженцев кедра. Затем Зыкины взяли добровольное шефство над водоёмом: очищали берега от мусора и выпускали в воду рыбёшку, выловленную в других местах.

«В нерестовый период часть рыбы можно переселять в те водоёмы, где её уже очень мало. Сейчас мы вычерпали в прудах едва ли не  всю рыбу. А ведь эти водоёмы для нас  зарыбляли наши отцы и деды. Что же мы оставим своим детям? – рассуждает Александр Зыкин. – Конечно, рыбаки знают нормы вылова, и чаще всего их выдерживают. Но достойны ли мы брать эту норму, если после себя на берегах оставляем кучи мусора и вдобавок ещё и гектары полей умудряемся подпалить? Мы с супругой решили вернуть долги природе. Вначале молодь рыбы переселяли в пруды из рек, а потом закупили личинку карпа и выпустили её на доращивание в небольшой водоём. Первая партия была из 150 тыс. особей. Молодь на доращивании была два месяца. На прошлой неделе несколько тысяч подросших мальков мы выпустили в пруд с. Июльского и водоёмы рядом с Ижевском. Численность переселённых мальков планируем довести до полумиллиона. Надеемся через пару лет на берегах зарыблённых прудов увидеть рыбаков с удочками. Это станет наградой. Не все любители рыбалки – дети и старики – могут отъехать далеко от своих населённых пунктов. А душа требует общения с природой! Может быть, наша семейная акция поможет людям вернуть уважительное к ней отношение? И они хотя бы перестанут оставлять после себя горы бытового мусора».

   
   

Мусор, собранный у водоёмов, Зыкины в  полиэтиленовых мешках довозят до контейнерных площадок. Может ли это стать примером?

Запрет на уборку

«В большинстве люди не хотят жить рядом со свалками и охотно отзываются на предложение провести субботник. Территория природного парка «Шаркан» включает шесть деревень. Возле каждой была несанкционированная свалка. Часть из них с помощью населения мы уже убрали. Это люди из того поколения, которое  к труду приучено с детства. А как в будущем будут вести себя современные дети? Излишние юридические запреты не дают вовлекать их в экологические акции. Ребёнку нельзя поднять с земли пластиковую бутылку и положить в мусорный пакет. Ему можно только рассказать, что бутылка не должна лежать на земле», – говорит начальник природного парка Артём Анисимов.

«Подобные запреты ограничивают патриотическое воспитание. Раньше на посадку лесов ездили   школьники и взрослые. И все понимали, что это общее дело, – продолжает доцент ИжГСХА Надежда Духтанова. – Сейчас на посадку лесов детей не берут. Не привлекаются школьники и на работы в лесные питомники. А было бы неплохо возобновить работу школьных лесничеств. В своё время они вели  противопожарную пропаганду, восстанавливали леса, защищали от вредителей и болезней, а главное – занимали детей полезным делом».

Потребление по максимуму стало главной приметой нашего времени. А потребительское отношение к природе у человека преобладало всегда. На сколько ещё хватит её ресурсов?