Ближе к корням. Как история народа сохраняет связь с родной культурой

В гостеприимстве люди видели способ выстраивать дружеские отношения © / Шагит Ишаев / Из личного архивa

«Мы – лесные башкиры. Основное наше занятие – корчевать лес и делать на его месте сенокосные угодья и хлебные поля», – писал поэт, учёный и просветитель Гали Чокрый. С его творчеством знакомил современных башкир, живущих в Удмуртии, председатель общества «Курай» Шагит Ишаев. Он увлечённо изучает историю родного народа и заново открывает забытые детали из его жизни.

   
   

«Мы – лесные башкиры»

– Многие национальные объединения образовались в 1990-е годы. Когда появилось башкирское?

– В тот же период. Тогда оно называлось «Салават». В те годы я о нём слышал, но в него не входил, так как работал на Севере и у меня не хватало времени. Председатели постоянно менялись, затем в 2011 г. сообщество перестало существовать. В 2019 г. я стал пенсионером, пришёл в Дом дружбы народов и обратился к председателю организации татарских женщин «Ак Калфак» Алие Абдуллиной, которая также курирует сообщества тюркских народов. Она сама, кстати, родом из Башкирии. Я сказал, что хотел бы восстановить башкирское общество. Мы пригласили представителей народа, они мою идею поддержали. Выбрали название – «Курай». Это национальный башкирский инструмент. Сам я не музыкант, но слышал, что он – уникальный, на нём можно исполнять даже очень сложные произведения. Мы начали проводить мероприятия, посвящённые башкирской культуре. Начали со знакомства с национальной литературой. Сам я очень её люблю и для начала выбрал творчество поэтов северо-запада Башкортостана: Ангама Атнабаева, Шайхзада Бабича, Гали Чокрыя. Последний ещё 180 лет назад создал стихотворение под названием «Без урман башкорто» («Мы – лесные башкиры»). На вечер, посвящённый ему, приезжали представители курултая из Башкирии. Гали Чокрый был уникальным человеком, а происходил он из рода человека, который получил грамоту на владение (ярлык) от самого Чингисхана. О поэтах и героях башкирского народа я могу рассказывать долго, это мне очень интересно, и я стараюсь увлечь этим других.

Ближе к корням

– Как вы впитывали родную культуру, где вы узнавали о ней?

– Сам я родом из Альшеевского района Башкирии, он находится примерно в 120 км на юго-западе от Уфы. У нас была большая семья, дом состоял из двух половинок. Летом мы помогали по хозяйству, летом босиком бегали, поэтому мама постоянно говорила, чтобы мы не забывали мыть ноги. Помню, что какое-то время думал, что одна моя бабушка неграмотная, а потом выяснилось, что она читает по-арабски. Её отец, мой прадед, был муллой и учился в Бухаре, после революции работал учителем. Я как-то раз был в Бухаре, но, к сожалению, не было времени искать там его следы. Но у меня есть фото у медресе, где предположительно он учился.

До восьмого класса я говорил в основном по-башкирски и восемь классов окончил на родном языке. Затем поступил в Уфу, в техникум механизации учёта. Там уже учёба была на русском, что давалось мне не так просто. Супруга моя из Ижевска, в семье мы говорим по-русски. Моя дочка свободно по-башкирски не говорит, но хорошо понимает речь и читает. Я всегда использую возможность, чтобы поговорить на родном языке с другими башкирами. Так что легко переключаюсь между языками.

. По последней переписи в Удмуртии живут примерно 2500 башкир. Фото: Из личного архивa/ Шагит Ишаев

– Есть ли возможности у желающих изучать башкирский язык в Удмуртии?

   
   

– При желании возможности всегда есть, но вот организованных курсов у нас пока нет. Я думаю, что это связано с тем, что людей, которые считают себя башкирами, у нас не так много. По последней переписи в Удмуртии живут примерно 2500 башкир. Когда я 32 года назад приехал в республику, то удивлялся, почему нас так мало. Когда начало работать национальное объединение «Курай», из Башкирии мы получили несколько томов «Истории башкирских родов». Я узнал, что в общей сложности есть 43 рода. В этих книгах есть документы, написанные на арабском языке, в которых перечислены представители этих родов. То есть можно проследить происхождение потомков, где бы они сейчас ни жили. Меня очень заинтересовал вопрос, а сколько башкир раньше жили в Удмуртии? Изучая вопрос дальше, я пришёл к выводу, что примерно 70-80 % прикамских деревень, которые сейчас считаются татарскими, по дореволюционным переписям были записаны как башкирские. Также читал, что живущие на территории башкиры потеряли свою идентичность, так как их долгое время обучали по казанским учебникам. В советские годы один раз поднимали вопрос о том, что это не совсем правильно, но ничего не поменялось. Считалось, что раз народы родственные, то не так важно, по каким учебникам дети учатся. Ну как неважно? Это же влияет на самосознание. Мы сейчас занимаемся составлением родословных и бывает, что люди, всю жизнь считавшие себя татарами, находят башкирские корни.

Гостеприимство и доброта

– Что, по вашему мнению, важно для башкирского народа? Что его отличает?

– Я бы сказал, что одна из важнейших черт, которая много говорит о нашем народе, – это гостеприимство. Эту особенность отмечали и в прежние времена. В гостеприимстве люди видели способ выстраивать дружеские отношения. Наш народ любили за доброту, какую-то доверчивость и наивность, но и за способность к бескорыстным поступкам. Конечно, народ становится решительным и проявляет силу духа. Вспомните наших героев, например, Салавата Юлаева.

Башкир ценили за доброту и бескорыстность. Фото: Из личного архива/ Шагит Ишаев

– Почему для вас так важна история башкирского народа, восстановление корней, общественная работа?

– Образование и моя работа не связаны с историей. Я был и слесарем, и электриком, и бурильщиком. Возможно, потому что я всегда был активным человеком и мне очень интересно всё, что связано с моим народом. Когда я приходил в Дом дружбы народов, то видел, что работает много национальных сообществ, а наше неактивное. Вот я и подумал: «А чем мы хуже?» Я – работающий пенсионер, но стараюсь использовать все возможности для того, чтобы организовывать мероприятия. Конечно, хочется, чтобы к нам приходили больше людей. Старшее поколение прошу, чтобы приходили с детьми, внуками. Знаю, что у нас в Ижевске много студентов из Башкирии. Планирую работать и с ними. Мы проводим литературные встречи, знакомим с башкирской кухней – готовили бешбармак и балеш. Хочу начать цикл лекций на тему истории башкирских родов, чтобы люди знали о своих корнях. Мы участвуем в самых разных мероприятиях. Так, я сам уже два года участвую в организации Сабантуя.

Если говорить о событиях, встречах, которые я бы хотел проводить, то нужны средства. Мне советуют писать заявки на гранты, но так как я не умею этого делать, то планирую попросить помощи у молодёжи. Также хочу привлечь внимание к нашему сообществу на Всемирном курултае (конгрессе) башкир, который пройдёт в ноябре.