70 лет назад, в 1942 г., тысячи колхозников - мужчин, женщин и подростков - вышли поднимать железнодорожную насыпь. Дорога протяжённостью около 150 км сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки. Она соединила северную и южную части Удмуртии, создала дополнительную кратчайшую связь Северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга.
Без сна и отдыха
Сохранившиеся в Центре документации новейшей истории УР воспоминания участников строительства восстанавливают историческую правду о линии Ижевск-Балезино. «Колхозу было дано задание: посылать всех на строительство дороги, - вспоминала Зоя Бизимова из Глазовского района. - Мужчин взяли на фронт, и все тяжести выпали на женские плечи. Женщины почти вручную делали самую трудную работу с утра до позднего вечера. Вначале ездили на лесозаготовки - рубить лес, потом делали насыпь, укладывали рельсы. Зимой было работать ещё труднее. Земля мёрзлая, ломом не берётся, аж искры летят, когда долбишь её. Деньги мы не получали - они шли в Фонд обороны. У меня лапти износились, а купить не на что - стоят 10 руб. Надрала я лыка и сама сплела, жизнь всему научит».
«Условия труда были тяжёлые, - рассказывал Ахат Касимов из Балезинского района. - Не было никакой техники, спецодежды не получали… Питание было плохое. Часто болели простудными заболеваниями, поэтому многие умерли от болезней и голода. Работали с 6 утра до 6 вечера…»
Но в октябре 1943 г. строители рапортовали Иосифу Сталину: «…Ни днём, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождём десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было одно желание - быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине…» А 9 февраля 1945 г. правительственная комиссия подписала акт о приёмке железнодорожной линии Ижевск-Балезино в постоянную эксплуатацию.
Поезд Памяти
На станции Ижевск недавно был дан старт торжественной акции «Поезд Памяти». У здания вокзала прошёл митинг, в котором участвовали и сами строители дороги, и железнодорожники, и школьники. После митинга мемориальный железнодорожный состав отправился по маршруту Ижевск-Кекоран. Участники исторической стройки и учащиеся школ возложили венки к памятнику в с. Кекоран, который был открыт в сентябре 1997 г. в честь трудового подвига строителей дороги Ижевск-Балезино.
Только цифры:
Железная дорога Ижевск Балезино строилась с 1942 по 1944 гг.
На строительстве были заняты крестьяне из 29 районов Удмуртии.
Летом 1942 г. на трассе ежедневно трудились 24 тыс. пеших и 7,5 тыс. конных колхозников.
За годы строительства было выполнено свыше 3 млн куб. м земляных работ, крестьяне прорубили трассу протяжением 80 км, заготовили и подвезли 10 тыс. куб. м лесоматериала, забили свыше 4 тыс. свай, построили 116 мостов.
В 1943-1944 гг. по линии было перевезено более 1 млн 600 тыс. т различных грузов.
Смотрите также:
- Жительница блокадного Ленинграда: «У бабушки отнялись ноги, мы с сестрой походили на тени, но мы выжили». →
- Деревенские перспективы: о чем болит душа у жителей удмуртской деревни? →
- ... Будут ли ремонтировать сельские дороги? →