Специалисты «Ростелекома» впервые комплексно изучили поведение в онлайне и использование новых технологий поколением Альфа.
«Это поколение — самое цифровое из всех: про детей 2012–2025 годов принято говорить, что они родились со смартфоном в руках. И, как оказалось, они также - самые активные собеседники голосовых помощников. Особенности поведения и привычек поколения Альфа важно уже сегодня изучать и учитывать стратегам, разработчикам цифровых сервисов и решений, маркетологам, так как через несколько лет нынешние дети и подростки будут составлять мощную платежеспособную группу потребителей», — рассказали представители компании.
В 2024 году оператор представил первую часть аналитического отчета «Виртуальный мир глазами детей: особенности поведения детей и подростков в сети интернет». Она была посвящена изучению медиапотребления поколения Альфа.
В 2025 году подготовили вторую часть исследования, нацеленную на изучение рисков, которые ожидают детей и подростков в онлайн-среде.
Как показало исследование, от 54% до 80% детей, в зависимости от возраста, уже сталкивались с теми или иными цифровыми угрозами. По мнению аналитиков, нужно снижать возраст, когда детям начинают рассказывать о рисках и опасностях цифровой среды. Также родители ждут более активной включённости школ в борьбу с цифровыми рисками.
По мнению директора по стратегическим программам и инновационному развитию компании Алексея Митькина, ценности, взгляды, критическое мышление по-прежнему формирует офлайн-среда — прежде всего семья и школа.
«И всё это — важнейшая основа осознанного поведения детей в цифровой среде. Первый и самый значимый кордон защиты — доверительные отношения в семье, возможность поделиться с родителями любой проблемой. Второй кордон тесно связан с первым — формирование в семье и школе критического мышления, умение не поддаваться на фейки, провокации и манипуляции. Третий кордон — развитие навыков цифровой гигиены: дозирование информации, охрана личных данных, включая видео и фото, которую могут использовать преступники для установления контакта и вовлечения ребенка в антисоциальные активности», — подчеркнул Алексей Митькин.
Что важно знать бизнесу и разработчикам сервисов по итогам анализа цифрового поведения поколения Альфа? Будущие коммуникационные сервисы должны становиться более интуитивными, гибкими и адаптивными, персонализируемыми. А ещё - мультимодальными и интегрированными в повседневную жизнь. Поскольку уже сегодня большинство детей активно пользуется голосовыми помощниками, можно прогнозировать, что в будущем голосовые интерфейсы станут основным способом взаимодействия с цифровыми сервисами.
Более подробную информацию о результатах исследования можно узнать здесь.