На сегодняшний день в Минфине УР не в курсе основных направлений бюджетной политики на 2017-2019 годы, не имеют прогнозных цифр по целевым субсидиям и субвенциям, не обладают информацией об объёмах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.
На 3 года вперёд
Тем не менее, до 15 октября проект бюджета республики на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг. будет внесён в Госсовет УР. Об этом на прошлой неделе сообщила заместитель министра финансов УР Вера Сухих, подтвердив, что Удмуртия возвращается к трёхлетнему бюджетному планированию. За основу проектировок принимается базовый вариант прогноза социально-экономического развития республики на 2017-2019 годы, поэтому, считают в Минфине УР, необходимо реально оценивать возможности республики по доходам, чтобы сконцентрировать ограниченные бюджетные ресурсы на приоритетных направлениях.
«Наша задача – найти оптимальное соотношение между доходами и расходами бюджета, которое позволит при любых обстоятельствах выполнить социальные обязательства и выдержать в рамках бюджетного законодательства уровень дефицита бюджета и уровень долговой нагрузки. В текущем году, несмотря на трудности, с этой задачей мы справляемся, во многом благодаря жёсткой бюджетной политике», - заявила Вера Сухих.
Жёсткая политика
Из-за жёстких бюджетных ограничений приоритет будет отдан действующим расходным обязательствам. При этом средства на повышение оплаты труда бюджетникам и выполнение целевых показателей «дорожных карт» заложены в проекте бюджета-2017 на уровне показателей 2016 года с учётом повышения с 1 июля 2016 года минимального размера оплаты труда (МРОТ). Индексации социальных выплат и зарплат госслужащим будут заморожены, как минимум, на год.
В 2017 году республика рассчитывает на софинансирование расходов из федерального бюджета. Как и другим регионам, Удмуртии будут предоставляться укрупненные (консолидированные) субсидии по принципу «одна государственная программа – одна субсидия». При этом расходы на реализацию каждой из программ будет сначала нести региональный бюджет и только потом – федеральный. Что касается местных бюджетов, то подходы к формированию межбюджетных взаимоотношений не изменились. Объём дотаций и субвенций сохранен на уровне 2016 года.
Как заявила Вера Сухих, основные подходы к формированию трехлетнего главного финансового документа Удмуртии консервативны и направлены на сохранение сбалансированности бюджета. Уровень дефицита и долговой нагрузки выдержаны в рамках законодательства. Дефицит в размере 1,8 млрд рублей (3,6 процента налоговых и неналоговых доходов) обеспечен источниками погашения.
Нужны серьёзные изменения?
Главной задачей разработчиков бюджета стала оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности. «Цифры - абсолютно реалистичные. У налоговой инспекции — еще более пессимистичный прогноз по доходам. Без серьёзных структурных изменений на уровне всех ветвей власти — республиканской, муниципальной, поселенческой, отраслевой — мы не получим того эффекта от оптимизации, который нам нужен. Будут достаточно жёсткие, серьёзные подходы», - прокомментировал ситуацию премьер республиканского правительства Виктор Савельев.
А глава Удмуртии Александр Соловьёв напомнил Минфину УР и депутатам Госсовета о том, что на сентябрьской сессии республиканского парламента должны быть внесены изменения в бюджет 2016 года – 1 млрд рублей будет направлен на капитальные вложения. Правда, строить на эти деньги ничего не будут, они пойдут на погашение кредиторской задолженности за предшествующие годы. Кроме того, 200 млн рублей республика планирует выделить на финансирование агропромышленного комплекса.
Напомним, в 2016 году был принят бюджет с параметрами: доходы - 55 млрд 199 млн рублей, расходы - 59 млрд 606 млн рублей. Дефицит бюджета Удмуртии составил 4 млрд 406 млн рублей, или 9,3% от расходов.