На удивление цепкой может быть человеческая память. Несколько десятилетий прошло после дефицита с большими очередями. И всё это время товар был в избытке, а денег не хватало. Но едва это соотношение пошатнулось, память напомнила про ажиотажный спрос.
«Я в 90-е к соседке на чай ходила – у неё мешок с сахаром стоял, – рассказывает пенсионерка Валентина Поздеева из Можги. – Сейчас той соседки уже нет, свои запасы делать нужно, – смеётся она. – Всем не напасёшься, но от инфляции я только так могу подстраховаться. Не понимаю, почему правительство цены не замораживает?»
Звено в цепи
Цена и совесть
Спрос вырос на все товары. Кто-то поддался сахарной панике, кто-то поспешил закупить бытовую технику и электронику, приобретение которой откладывал до лучших времён. Мечты с газовыми плитами и смартфонами реализовались, а тревога о хлебе насущном осталась. Есть хочется каждый день. По сведениям Удмуртстата, в структуре ежедневных покупок в регионе 10,2 % составляет хлеб, 11,3 % – мясо и мясопродукты, 7,7 % – молоко. Как в новых условиях сработает аграрная отрасль региона?
«Наша консервативная отрасль перестраивается долго, но за последние 20 лет она сделала большой шаг вперёд, – уверяет начальник отдела сельского хозяйства Сарапульского района Михаил Диулин. – В начале нулевых крупный комплекс в районе откармливал 8 тыс. свиней, сейчас – 52 тыс. В тот же период хорошими считались надои от одной коровы на уровне 3000 л в год, сейчас – в два раза больше. Увеличение объёмов производства происходит ежегодно – до тысячи гектаров пашни рекультивируем. В прошлом году засуха подвела к решению увеличить эти показатели. В конце года государство зафиксировало цены на минеральные удобрения, и перед будущей посевной в район их завезли больше, чем в предыдущие годы. Закупочная цена на молоко сейчас хорошая, стимулирует к увеличению поголовья коров. Тревожит одно – в районе не удалось построить роботизированную ферму. Хотя с учётом санкций на оборудование это, может, и не так плохо?»
Современные технологии освоили многие колхозы республики. Была мода на мощные энергоёмкие тракторы, не совсем оправданные площадями пашни. Поля в республике, особенно в северных районах, разрезают перелески – широкозахватной технике не разгуляться. Изменится ли отношение крестьян к западным технологиям? И как сейчас содержать импортные тракторы?
«Мы сохранили советские станки – можем родную деталь отреставрировать и новую выточить, – говорит директор Игринского ремпредприятия Александр Обухов. – Взаимовыручка в характере русского человека. Она поможет справиться с новыми экономическими условиями. Перед посевной стоимость услуг на ремонтные работы мы снизили на четверть – это наш вклад в продовольственную безопасность ближайших лет».
Правила поведения сейчас выбирает каждый. С ценой на товары и услуги в один ряд становятся совесть и благоразумие. И от этого зависит наше будущее.