В снежном плену. Что случилось во время авиакатастрофы с Ми-2 в Удмуртии

Как вертолёт попал в снежный вихрь, что было перед аварией, как замерзали в заснеженном лесу  экипаж Ми-2, упавшего в Удмуртии 27 декабря мог бы многое рассказать. Но сейчас это невозможно. Пилот воздушного судна умер на руках у врачей, а пассажир после 10 часов «пытки холодом» потерял память. Пока он помнит лишь как отправился из дома на работу. Дальше — провал.

   
   

Как искали и нашли попавший в аварию экипаж Ми-2 в материале «АиФ-Удмуртия».

«Тяжело дышим, замёрзли»

27 декабря надолго запомнится всем экстренным службам Удмуртии, Пермского края, Татарстана. Чтобы спасти экипаж рухнувшего вертолёта силы собирали со всех соседних территорий. 

Заснеженный лес,  ледяное безмолвие. И вдруг тишину нарушает рокот вертолёта и оглушительный звук падения. А затем - стоны и хрипы людей, попавших в аварию.

Около полудня 35-летний пилот Дамир Гафуров и 53-летний сотрудник нефтяной компании, бортоператор Илья Хромов отправились на рядовое задание они должны были провести осмотр с воздуха нефтепроводов компании «Транснефть-Прикамье».

На поиски рухнувшего вертолёта направили более 80 единиц техники. Фото: ГУ МЧС по Удмуртской республике

А в 15.15 в экстренные службы уже поступило сообщение: вертолёт Ми-2 совершил жёсткую посадку в 80 км от Ижевска, предположительно, попав в снежный вихрь.

Сначала пилот выходил на связь. Его речь была замедлена, говорил он с трудом. «Тяжело дышим. Замёрзли», и сбивчиво называл место аварии: «после Азино километрах в семи с правой стороны по дороге». «Давайте шустрее... Замёрзли», - растягивая слова так, словно у него сводит челюсти, просил пилот. Спасатели поинтересовались у него, сможет ли он подать сигнал ракетницей или разжечь огонь. Пилот ответил отрицательно - он был не в том состоянии. Вскоре связь с экипажем была потеряна и они оказались полностью отрезанными от цивилизации.

   
   

Вероятно, в этот момент им было очень страшно. Вскоре стало темнеть, и каждая минута приближала их к смерти - они медленно замерзали.

Несколько часов от экипажа не поступало никакой информации. Но было ясно - с каждой минутой шансов найти их живыми становится все меньше. К квадрату, где предположительно произошло крушение, стягивались все экстренные службы. Уже потом в МЧС подвели итоги: людей было задействовало порядка 300, машин - более 80.

С воздуха местность обследовали беспилотники и два вертолёта, один из них Ми-8 Росавиации с пермскими спасателями-десантниками. Как сообщил источник «АиФ-Прикамье»,  штабом по ЧС им было дано задание двигаться по плановому маршруту облёта, по которому должен был двигаться вертолёт. Они повторили маршрут, но рухнувшую машину не нашли. Сообщение пилота оказалось неоднозначным. Было непонятно, в какой стороне от Азино их искать. В разгар поисков у вертолёта спасателей закончилось горючее и они отправились на дозаправку в Ижевск, после чего вернулись обратно и продолжили поиски. Но чем дальше, тем поисковые полёты становились бессмысленней. «Темно, снег, сильный ветер. С воздуха искать бесполезно. Вся надежда на наземные силы», — сообщил поздно вечером 27 декабря  источник «АиФ-Прикамье». Вертолёт со спасателями улетел на базу, так и не найдя Ми-2.

«Нет даже спичек»

Информация о том, в каком положении находятся пострадавшие, просачивалась по крупицам. От знакомых членов экипажа стало известно, что оба пилота не курят, а значит, с собой у них нет ни зажигалки, ни спичек не смогут разжечь огонь. Из коротких сеансов связи с пострадавшими в первый час было известно, что у одного из них повреждена спина, у другого проблемы с дыханием.

Шансов найти пострадавших живыми было очень мало. Фото: ГУ МЧС по Удмуртской республике

Экипаж нашли почти через 10 часов после аварии.  По данным МЧС Удмуртии, их обнаружили между населёнными пунктами Азино и Кияик. В самом деле, как и говорил пилот, в нескольких километрах от Азино. Правда, не с той стороны, на которую он указал. Возможно, во время аварии экипаж был дезориентирован. Возможно, их слова были неправильно поняты.

Когда пострадавших нашли, они были в полубессознательном состоянии, с сильным обморожением. По данным Sнот, пассажир висел на ремне безопасности, к которому был пристёгнут, пилот же пристёгнут не был.

«Работы по деблокированию пилота и пассажира проводились сотрудниками специализированной пожарно-спасательной части. Один мужчина госпитализирован. К сожалению, второй член экипажа погиб», передаёт МЧС.

Mash рассказывает о моменте обнаружения пострадавших более подробно: вертолёт нашел волонтёр-одиночка, приехавший на своей машине из Ижевска в 21 ч. Около 23 ч. он с участка автодороги между Азино и Кияиком увидел вертолёт, а потом и людей. Они находились в 80 метрах от трассы. По словам волонтёра, пилот что-то хрипел и сжимал руку в кулак. Через полчаса прибыли спасатели. Но лётчика спасти не удалось — он умер сразу, как только его передали врачам. Позже стало известно, что умер он не от переохлаждения, а от травмы, полученной во время крушения рёбрами ему пробило лёгкое, сообщает Shot.

Второго пострадавшего удалось под присмотром врачей доставить в стационар. Как сообщила пресс-служба правительства Удмуртии 28 декабря, у него диагностированы черепно-мозговая травма, перелом и обморожение ног. Врачи смогли стабилизировать его состояние, однако, по данным Shot, мужчина ничего не помнит из событий последних суток. Его последнее воспоминание - о том, как он отправился на работу.

Почему не сработали маячки?

Многое в этой истории непонятно, а потеря памяти одним из пострадавших добавляет загадочности ситуации.

Почему вертолёт не могли найти так долго? Ведь брошены были огромные силы. По данным Mash, пилот в течение сеансов связи называл разные координаты. В итоге почти 300 человек и 80 единиц техники искали в трех различных местах, а в том месте, где оказались пропавшие, группа оказалась самой малочисленной, говорит издание.

Поиск велся одновременно в трёх направлениях. Фото: ГУ МЧС по Удмуртской республике

Ещё один закономерный вопрос: почему на упавшем вертолёте не сработали аварийные радиомаяки, которыми оснащено любое воздушное судно? По этому поводу источник в авиационной отрасли пояснил корреспонденту «АиФ-Прикамье»: одной из причин могло стать принудительное отключение маяков самим экипажем.

«Случается, что пилоты, зная, что собираются отклониться от маршрута следования, намеренно выключают аппаратуру, которая может указать местоположение самолёта или вертолёта» говорит источник «АиФ-Прикамье».

Кто виноват?

Сейчас причины и обстоятельства катастрофы выясняют правоохранительные органы. Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека. И есть уже первые выводы.

«27 декабря около 14.10 (по московскому времени) рядом с селом Азино Завьяловского района в результате нарушения правил безопасности вертолёт Ми-2 потерпел крушение с падением на землю. В результате авиакатастрофы командир воздушного судна скончался на месте, а пассажир получил множественные телесные повреждения и направлен в больницу. На воздушном судне образовались значительные механические повреждения», - рассказали в пресс-службе управления СКР на транспорте.  

Следователи допрашивают свидетелей. Назначено несколько экспертиз. Когда следственные действия будут окончены, а доказательства - собраны, будут сделаны выводы о виновности конкретных ответственных лиц, сообщает СКР.

По одной из версий вертолёт попал в вихревое кольцо - состояние, при котором винты не создают достаточной тяги, машина попадает в созданную ею же «дырку от бублика», проваливается и может потерять управление.