Дикие пешеходы. В Удмуртии выросло число ДТП с животными

По данным Министерства природных ресурсов, на дорогах республики ежегодно гибнет около 150 диких животных. © / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртии

В регионе тенденция на снижение общего числа ДТП. При этом выросло количество аварий с участием диких животных.

   
   

«Ежегодно  на Якшур-Бодьинском тракте на участке от Дома природы до старого поста ГИБДД  вижу по три-четыре сбитых лося, разбитые машины и травмированных людей. При этом придорожная полоса вся в кустарниках, берёзы уже выросли. Раньше здесь регулярно проводили уборку молодой поросли. В моём архиве сохранилось фото десятилетней давности. На нём расстояние от леса до дороги вычищено и обозревается издали. В таких условиях есть шанс увидеть животное заблаговременно и затормозить, – говорит автомобилист из Ижевска  Максим Мусатов. – Сейчас это невозможно».

Осеннее обострение

По данным Министерства природных ресурсов, на дорогах Удмуртии ежегодно гибнет около 150 диких животных. В прошлом году в результате ДТП погибли 132 лося, 12 кабанов и пять косуль. В текущем году уже зарегистрирована гибель 146 лосей, 13 кабанов, одного медведя и одной косули. Почему животные выходят к опасной зоне?

«Часто через автодороги пролегают миграционные пути диких животных. Пути выявляют егеря, биологи и рекомендуют установить соответствующие дорожные знаки. В этих местах опасность встречи с животными на трассе присутствует круглый год. Осенью шанс встретить диких пешеходов растёт. У тех же лосей истощается кормовая база, а на придорожной полосе остаётся подросшая за лето поросль лиственных пород – лакомство для сохатых. Одновременно в этот сезон начинается гон животных. Они активизируются ещё больше. От гормонов повышается  эмоциональность, а чувство опасности снижается, – объясняет зав. отделом государственного зоологического парка Удмуртии Денис Ходырев. – Медведи избегают дорог. К ним выходят те особи, которые привыкли питаться с помоек. Иногда возле дорог прикорм для них оставляют люди. Этого делать категорически нельзя. Темперамент зверя непредсказуем».

Непредсказуемым становится и поведение лося, ослеплённого фарами. Инстинкт самосохранения должен гнать его в противоположную сторону от людей, но в панике он может бежать к машине. Что делать, если животное выбежало навстречу?

«Лоси чаще выходят на дорогу в предрассветное время или в течение двух часов после заката. Если лось оказался в опасной близости от транспорта, нельзя пытаться обогнать или объехать его, а также подавать звуковые сигналы. Это может вызвать неадекватную реакцию. Лоси – стадные животные. Рядом с  одним может оказаться второй. Заметили лося – медленно остановите машину и заводите мотор только после того, как животное уйдёт», – говорит министр природных ресурсов Денис Удалов.

А как вести себя, если столкновения избежать не удалось?

   
   

«Если ДТП произошло, нужно остановиться и ни в коем случае не перемещать животное до приезда сотрудников ГИБДД. Травмированный зверь очень агрессивен.  Обозначьте место происшествия аварийным знаком и позвоните в Единую службу спасения по телефону 112. Желательно сфотографировать или снять на видео место происшествия. Не стоит скрываться, тем более – забирать с собой тушу сбитого животного. Это собственность государства», – предупреждает глава ведомства.

Убитое животное – нанесённый вред, который придётся водителю возмещать самостоятельно, если у него отсутствует страховка. Сумма возмещения за гибель лося – 80 тыс. руб. При этом ремонтировать автомобиль водителю придётся за свой счёт. Значит, виноват во всём человек?

Скорость по знаку

«Мы регулярно вносим предложения по установке знаков ограничения скорости. Но шаги требуются более серьёзные, – говорит начальник управления ГИБДД МВД по УР Руслан Набиев. – На совместном совещании с министрами природных ресурсов и дорожного хозяйства мы предложили организовать для животных специальные переходы. Но данная мера очень дорогостоящая: придорожные леса на проблемных участках нужно огораживать сеткой, а таких ресурсов в регионе нет».

«Животное всё-таки чаще стремится перебежать, уйти, но машина движется быстрее. Днём его можно заметить заранее. В тёмное время такой возможности нет: водитель видит освещённый коридор, в котором запаниковавшее от света животное может броситься на машину. В ночное время превышать скоростной режим вообще нежелательно, тем более на тех участках дороги, где установлены ограничительные знаки, – продолжает Денис Ходырев. – В Удмуртии довольно много мест, где лес подходит вплотную к проезжей части. Вот именно в этих местах возможно внезапное появление дикого животного. И в тёмное время суток лося можно увидеть только в тот момент, когда он стоит перед автомобилем».