Неподсудные? Закон о психиатрической помощи хотят ужесточить

Если человек не осознаёт своей болезни или не согласен на лечение, врачи вынуждены ждать, когда случится какая-то критическая ситуация. © / www.globallookpress.com

Врачи говорят, что психические болезни становятся новой эпидемией XXI века. Только за последние 20 лет количество душевнобольных выросло почти в два раза, и предпосылок к улучшению ситуации сегодня нет. А вопросов к организации медицинской помощи этой категории пациентов становится всё больше.

   
   

Предупредить опасность

Сегодня в стране вся медицинская психиатрическая помощь регламентируется Федеральным законом РФ №3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», в котором установлено, что она может оказываться исключительно с добровольного согласия пациента. Однако за 30 лет существования закона, с учётом изменения интенсивности жизни, изменились и условия формирования психического здоровья и оказания психиатрической медицинской помощи.

«Сейчас, если человек не осознаёт своей болезни или не согласен на лечение, врачи вынуждены ждать, когда случится какая-то критическая ситуация. А цель медицины – предупредить, профилактировать негативные последствия. По­этому, конечно, нужно работать с потенциальной опасностью. Мы должны оказывать медицинскую помощь, когда только есть риск возникновения какого-то заболевания, – отмечает заместитель министра здравоохранения Удмуртии Марина Петренко. – Врачи Удмуртии готовы выйти с инициативой о внесении в закон «О психиатрической помощи» возможности освидетельствования и оказания медицинской помощи при возникновении потенциальной опасности. Эти изменения позволят осматривать человека через решение суда, например, по обращению родственников».

Ещё одну ужесточающую поправку предлагают в МВД РФ. Полицейские заявили о необходимости получать от психиатрических диспансеров данные обо всех состоящих на их учёте пациентах. Однако Минздрав против такого предложения, ссылаясь на врачебную тайну.

«Деятельность в сфере оказания психиатрической помощи сопряжена с балансированием между соблюдением прав и свобод пациента и интересов общества, однако нужно помнить, что какими бы странными, непонятными или даже опасными ни казались лица, страдающие психическими расстройствами, они обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. Ограничение их прав не допускается», – считает главный врач Республиканского клинического центра психического здоровья Юрий Каменщиков.

Могли спасти?

Трагические события в ижевской школе №88 доказывают необходимость пристального внимания профильных ведомств к душевнобольным пациентам.

Как известно, устроивший стрельбу Артём Казанцев в 2008 г. уже совершал нападение на людей. Тогда изверг нанёс ножевые ранения двум прохожим – бабушке и мальчику. Однако психбольной смог избежать наказания, так как в тот момент проходил амбулаторное лечение.

   
   

По мнению адвоката Валерия Новичкова, если бы 14 лет назад служители Фемиды должным образом рассмотрели дело, страшной трагедии в ижевской школе можно было избежать.

«Сначала Казанцев дважды ударил ножом пенсио­нерку, а потом несовершеннолетнего. Нож уткнулся в позвонок, ещё пара сантиметров – и задел бы нерв. Тогда пострадавший мог умереть или остаться инвалидом. Даже студент юрфака без труда квалифицирует действия Казанцева как покушение на убийство, поскольку преступный результат не наступил по независящим от нападавшего причинам, а им «полностью выполнена объективная сторона состава преступления». Однако уголовное дело возбудили по статье 115 УК РФ «Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью». Расследование дела проходило в Октябрьском РОВД, а не в Следственном комитете. Психиатры признали Казанцева невменяемым, но не опасным для общества. Потом дело отправили мировому судье. Из-за невменяемости суд освободил Казанцева от наказания, но не отправил его на лечение, сославшись на небольшую тяжесть преступления и неопасность для общества. В апелляции дело рассмотрел судья Октябрьского районного суда, а в кассации – три судьи Верховного суда УР. Все они постановление мирового суда оставили без изменения, а ведь каждый из пяти судей мог вернуть дело из-за совершения тяжкого преступления. Итог этой халатности всем известен», – отмечает адвокат.

Напомним, жертвами нападения на школу стали 17 человек. Более 20 человек получили ранения.