Риски вырастут. Эксперты – об ужесточении мер табакоконтроля

Резкое повышение акциза на сигареты увеличит риск ввоза в Россию контрафактной и контрабандной продукции – такое мнение выразил глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Ранее Совфед одобрил повышение акцизов на табак, сигареты, табачную продукцию, электронные сигареты в России на 20% в 2021 году по отношению к уровню 2020 года. Увеличение отраслевого налогового бремени происходит на фоне введения новых ограничений в регионах, досрочных по отношению к федеральному антитабачному законодательству.
 
По мнению Кудрина, повышение акциза создает благоприятные условия для увеличения доли ввозимой «серой» продукции с территории ЕАЭС, где действующая ставка налога на те же товарные группы значительно ниже российской.
 
Эту позицию разделяет председатель Совета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александр Борисов. По его словам, такие решения должны приниматься после обсуждения с заинтересованными сторонами. «Понятно, что это решение продиктовано необходимостью увеличить объем бюджета, и никакого отношения к заботе о здоровье граждан не имеет, отметил Борисов. Есть очевидные доказательства того, что рост акцизов на табачную продукцию приведет к соответствующему росту потребления контрафактной продукции».
 
По мнению заведующего лабораторией оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Виталия Омельяновского, потенциальная польза дополнительных ограничений для табачной индустрии с точки зрения общественного здоровья связана с направлением полученных средств на развитие системы здравоохранения. Вместе с тем, «важно сохранять определенный баланс, это вопрос специалистам – какой должна быть пограничная стоимость табачной продукции, после которой население перейдет к потреблению контрафакта».
 
Повышение акцизной нагрузки происходит на фоне продолжающихся региональных запретительных инициатив в отношении курения и потребления никотинсодержащей продукции. Многочисленные дополнительные ограничения на уровне субъектов федерации (в некоторых регионах, например, в Удмуртии, общее количество ограничений превышает 20) вступают в силу без связи со сроками, установленными принятым в июле федеральным антитабачным законом и со значительным расширением запретительных мер.
 
По этому пути пошел ряд регионов, включая, среди прочих, уже упомянутую Удмуртию, а также Алтайский край. В Пермском крае законопроект отозвали с рассмотрения после негативной реакции местного населения на предложения о введении дополнительных штрафов.
 
По мнению Виталия Омельяновского, несмотря на потенциальный экономический эффект от дополнительных акцизов и ограничений для сферы здравоохранения, запретительные активности выглядят поспешными и непродуманными: «Некоторые политики стремятся бежать впереди паровоза, демонстрируя заботу о населении своего региона, но важно, чтобы эти инициативы носили продуманный и системный характер».
 
Федеральный закон № 303-ФЗ, определивший порядок и сроки введения дополнительных ограничений в отношении никоотинсодержащей продукции вступил в силу 31 июля 2020 года.