Благинина-Пушина: об удмуртской политике, книгах и жизни на Канарах

Серафима Благинина-Пушина. На рубеже веков эта удмуртская женщина просто ломала стереотипы о закрытом национальном характере. В журналистике она выступала как политический боец и издатель собственных газет, была известна как скандальный писатель, щедрый на интимные откровения.

   
   

Она успела поработать в газетах, на телевидении и радио, в Ижевске, Салехарде, Владивостоке, Магадане, была редактором, корреспондентом, диктором. Сейчас на пенсии она живёт на Канарских островах. Но в Ижевске появляется регулярно, держа руку на пульсе его событий.

Елена Романова, АиФ: - Серафима Петровна, ваше последний сборник вы издали на собственные деньги. Его покупают?

- И с удовольствием: большинство наших министров, депутатов и политиков купили мою последнюю книгу по 1000 рублей. Один хороший друг дал за неё 10000 рублей. И такой спрос объясним, как сказал мне бывший депутат Госсовета: «Мы современники описываемых в книге событий. Лет через 20 она станет учебником по удмуртской национальной политике 90-х -2000-х годов».

Удмуртская политика

- Её можно охарактеризовать вашей цитатой: «Со времени создания «Удмурт кенеш» (крупнейшая общественная организация Удмуртии – ред.) ни одной глобальной политической задачи им не решено».

- Одна задача все же решена - приняли Закон о языках, побольше стали его изучать. В мои юные годы ни в одной ижевской школе национальный язык не изучали. Я сама учила удмуртский литературный, и это трудно. Удмуртские татары и чуваши нередко пеняют удмуртам за инертность, за неумение отстаивать свои национальные интересы. Потому нам никто и не предлагает «взять столько суверенитета, сколько сумеем». Удмуртские вожди не справятся с этой ношей. Они делали то и звали нацию туда, куда велело и звало неудмуртское руководство республики. Например, во время всевозможных выборов. Такого прецедента нет больше нигде в мире: если в каком-то районе голосовали «неправильно», председателя «Удмурт кенеш» снимали, а рядовых кенешевцев не брали на следующий год, к примеру, на Гербер-Гыронбыдтон, где концерты, бесплатная каша с жертвенным мясом. Да и сами эти праздники ежегодно проводят ежегодно потому, чтобы удмурты не роптали, почувствовали себя самыми счастливыми удмуртами в мире и жили спокойно до следующего Гербера.

   
   

Президентов «Удмурт кенеша» было уже более десятка. Они занимали кресла, имели денежки, по заграницам разъезжали. Из всех них наиболее принципиальной была, пожалуй, Роза Яшина. Но много ли сумеет пенсионерка-филолог? Правда, и она в штаб-квартиру ООН в Женеву съездила.

Удмурт кенеш является членом Всемирного Конгресса финно-угорских народов, членом Организации не представленных народов (ОНН) при ООН, имеет статус общественной организации. Фото: пресс-служба главы и правительства УР

- Но недавно громко чествовали с 80-летием Валентина Тубылова.

- Это вежливо со стороны властей республики. Я его тоже поздравляю. Но только с тем, что он долгожитель, аксакал удмуртской политики. Хотя если бы он умел и хотел, сделал бы для удмуртов и Удмуртии много больше. Сейчас есть 3-4 очень резво руководящие удмуртки. Им на смену подоспеют другие: какой-то молодёжный Госсовет, по-моему, создали. Это как раз теплица для будущих национальных функционеров. Конечно, за счёт за счет национальной принадлежности можно стать депутатами и кем угодно, а нации от этого ни жарко, ни холодно не будет, счастья не прибавится. Об одной такой удмуртке эстонцы ещё в том веке сказали, что нация - ее профессия. Дай Бог, чтобы я ошиблась, но ошибаюсь я редко.

В этот приезд (декабрь 2015 года – ред.) я побывала на трёх заседаниях «Удмурт кенеш» - всё ещё зовут. В Ленинском районе хорошо поработал председатель: там три самодеятельных ансамбля имеют. Но это уровень хорошего завклубом, потому что политики здесь ноль. Одно время он очень активно пытался политикой заняться. Теперь сник: и давят, и самому надоело.

- Под вашей оценкой национальной активности 15-20-летней давности можно подписаться и сейчас. У вас есть прогнозы по изменению удмуртской политики?

- Прогнозы очень грустные. В моей книге было предсказано более 20 смертей - СМИ и людей. Все уже сбылись (удмуртки ведь все немного ведьмы, а некоторые и без «немного»). Удмуртская политика изменится тогда, когда начнём жить с Богом, по десяти заповедям. Но ими пренебрегает в наши дни всё человечество. Отсюда и катаклизмы.

Тема профессиональная

- Когда-то вы считали, что «в Госсовете не хватает боевой удмуртки». Что главное в этом определении - национальность или характер?

- Удмуртам не хватает еврейского менталитета. Во мне, кстати, он есть. Мне уже сто раз говорили, что моим предкам кто-то «подпортил» удмуртскую кровь. Я одно время завидовала Валерии Новодворской, меня и сравнивали с ней часто. Но она жила с кошками, мне же надо было сына растить, а то бы я тоже пару раз угодила в кутузку. Могла бы с Михаилом Кокориным подраться публично, раз он удмуртов «национальным меньшинством» нарекает, моему кумиру Вольфовичу помогла бы «мочить» оппонентов, раз по-человечески не понимают…

- Когда-то запрещенных тем для Вас не было. Появились ли они теперь, и о чем не посмеете заявлять публично?

- Запретное для меня всегда было. Не нарушала Закон о печати (один удмуртский редактор пытался меня засадить, но я на Канарах). Всю жизнь стараюсь не нарушать 10 заповедей. Разве этого мало? Другое дело, что кое о чём я бы уже не стала писать. Но уже написано пером и напечатано.

- Вы способны на скандальные откровения, но чтите 10 заповедей. Как это сочетается?

- Бог создал, шайтан подпортил. Я писала уже, что кровь во мне языческая, а душой чувствую себя православной. В жизни тоже одно борется с другим. Так противоречиво и живу. На эту тему у меня немало стихов и песен. Меня волнует отношение Бога ко мне, потому что прожить безгрешно не получается. Но при этом на Стене Плача на Святой Земле оставлены две мои просьбы - обе сбылись. В 1997 году просила собственную газету. В1998 году зарегистрировала две. Просила у Господа жизни на море. Он меня сослал на Атлантический берег.

- Какие газеты-журналы Удмуртии Вам сегодня нравятся?

- Лучший журнал Удмуртии - «Кизили» (Звездочка) для малышей. Полезен и нужен журнал «Кенеш» (Совет). Я знаю всех удмуртских журналистов и писателей, и меня удивляет и удручает интеллектуальная ограниченность многих. Кроме удмуртских газет и журналов, они ничего не читают. В Союзе писателей я слышала в последний раз, что «лучшие перья Удмуртии» разговаривали так: «ложат, плотят, хочем». Даже слышать стыдно. Касается это и журналистов любой национальности.

- Чем приходится платить за былую журналистскую смелость?

- Группой по сердечно-сосудистым заболеваниям, инсультом, сахарным диабетом, ещё десятком диагнозов, терпеть злобу и зависть неудачников-коллег. Но опять же другие люди часто восхищаются, удивляются, благодарят, подходят в транспорте, на остановках и говорят: «Как давно я хотела (хотел) вас увидеть - читали ваши статьи», желают здоровья.

Жизнь и география

- Почему Вас так мотает - от Магадана до Канар?

- Сразу «мотает» - я летаю. В 2016-м - 50 лет моему водительскому стажу. В 16 лет с правами ездила в школу на мотороллере. Когда после Казанского университета на родительские деньги купила «ЗАЗ-968», в Ижевске ездили за рулем две женщины. Я была вторая. Лет 10 назад вычитала, что Тельцы - страстные путешественники. И заметила, что надоедает мне в одном месте ровно через 5 лет. В Салехарде, Владивостоке и Магадане жила по 5 лет. В Ижевске задержалась - надо было сына на ноги ставить. На Канарах живу пятый год и - хотите верьте, хотите нет, - начинает немного надоедать. Если бы не потратила свои евро на недвижимость там, могла бы путешествовать по миру.

- Есть ли счастье в жизни бунтаря и в чём?

- В профессии и в том, чем я занималась всю жизнь, я суперсчастлива. Грех жаловаться, что Бог мне мало дал. А вот на вопрос о счастье Валерия Сидорова в телепередаче «Мылысь-кыдысь» (в ней я гостила несколько раз) я не решилась на всю республику сознаться, что женской своей судьбой всё же недовольна. Теперь так думаю, что все мои мужчины были не очень достойны. Мужчины любят высоких блондинок - маленьким, темненьким, умным достаются не самые. О любви тоже грубо думаю. Её нет. Но прожитой жизни не жалею.

- Чего вам хочется ещё?

- Мечтаю улететь к Агафье Лыковой и пожить там. Недавно передали по ТВ, что она приглашает в тайгу. Я выносливая. Траву косить и доить козу не умею, но попробовала бы. Моя деятельная натура на Канарах бездельничает.