Один из лозунгов, под которым живёт наша республика — «Удмуртия — родина гения» — сказан о Петре Чайковском. Сегодня не мало молодых пытливых деятелей искусства «отправляет в мир» наша земля. В том числе, есть здесь и весьма интересные своим творчеством авторы визуальной части искусства — художники. С одним из них, Максимом Пайпом, жителем Ижевска, родившимся в городе Чайковский, корреспондент «АиФ-Удмуртия» встретился накануне открытия персональной выставки.
Дмитрий Стрелков, udm.aif.ru: Для современного молодого человека выбор живописи, как основного занятия, не всегда стандартен. Максим, почему именно ею вы занимаетесь?
Максим Пайп: Прежде всего, это средство самовыражения и философия жизни. Уже с детства это было попыткой визуализировать ту сторону, которая была для меня комфортной. Моё детство проходило в постсоветском пространстве, когда люди понимали значение слова «дефицит». Но главный дефицит был не в умах людей, а перед их глазами. В это время начали производить безвкусицу, на мой взгляд. В частности, мебель, предметы обихода и доверяться «трешу» с экранов телевизора и сцены.
Думаю, что с этого момента я стал понимать, что миру не хватает вкуса, цвета, глубины смысла. Этот мир стоит дополнять и дополнять, он нуждается в визуальной огранке, подобно алмазу. И этой работы хватит ещё многим поколениям художников и творцов, потому что работа по усовершенствованию мира ещё не закончена. Мы должны мыслить шире, глобальнее и свободнее, понимать, что такое гармония, уметь сравнивать и рассуждать! Научить этому людей с помощью живописи — это моя работа на сегодня.
— В XXI веке в российской глубинке перспективно ли становиться художником? Вместо овладения, например, рабочей или инженерной профессией.
— Ваше имя часто мелькает в сфере современного искусства Ижевска. Как вы считаете, образ жизни художника в настоящем отличается от классического образа?
— Рисуя образ жизни «классического» художника мы часто представляем эдакого старца с шарфиком на шее, чуть нелюдимого, много курящего и с огромным запасом историй своих побед, разочарований и несправедливости. Зачастую молодые люди, которые жаждут найти себя в сфере искусства, следуют этому вечному образу. Хотя уже давно художник — эталон свежести и новизны. Он может выглядеть как угодно и вести любой образ жизни, но за этим всегда будет скрываться, или подразумеваться его собственный стиль. Если классический художник — романтик, то современный — это революционер, который ломает все стереотипы, навеянные долгой историей предрассудков. Можно вспомнить, что раньше художник полагался на духовенство, власть и на культурные институции. Теперь он становится самостоятельной единицей в пространстве арт-индустрии. Только ему решать, что показывать, кому показывать и зачем показывать. Мне кажется, что вполне современно в наше время следить за своим здоровьем и не поддаваться продуктам для массовой культуры. Следовать своему собственному поиску, проводить самостоятельные визуальные исследования и понимать, что твой образ это тоже, по сути, искусство — удел актуального творца.
— Вы участвовали в культурных проектах Казани и Екатеринбурга. Заметили ли какие-то особенности выражения творчества в городах боле крупных, чем Ижевск?
— Атмосфера большого города зачастую диктует свою политику художникам. Это приводит к возникновению реабилитации в их творчестве. Как некий побег из серого мегаполиса с переизбытком рекламы и суеты. Мной была замечена тенденция объединения и сотворчества в художественных сообществах. В Казани сейчас идёт уклон и интерес к свободной абстракции, как средства новаторства; в Екатеринбурге ориентиром стали каллиграфия и этно-тематика. В этих городах гораздо больше арт-пространств с финансовой поддержкой. В Ижевске же существует некая разобщённость во взглядах и вкусах. Показателем этого является существование самопровозглашённых диктаторов и их протеже, которые монополизируют государственные ресурсы. Соответственно в такой среде новаторство не может развиваться в полную силу. По сравнению с Казанью и Екатеринбургом, Ижевск больше нуждается в объединении здравомыслящих художников для генерации регионального художественного кода.
— Через неделю у вас открывается большая персональная выставка в арт-центре «Грифон». Расскажите, что увидит зритель на этот раз?
— Грубо говоря, я называю это вакциной против культурно-художественных стереотипов. Под моим пристальным взглядом «Грифон» на один месяц станет центром «внеэфирного» времени, где в единую цепь художественных образов сплетутся моё настоящее и вымышленное, детство и отрочество, мои мысли и пожелания этому миру. Совместно со мной над проектом работали два перспективных куратора арт-центра — Кирилл Маркес и Оксана Бода, которые также как и я, осознают проблему перенасыщенного количества инфоповодов в средствах массовой коммуникации и готовы предложить более качественную альтернативу. И этой альтернативой, несомненно, выступает искусство.
— В прошлом у вас уже был опыт проведения перформансов и хэппенингов, в том числе в «почившем» популярном у молодых ижевчан клубе БВИ. Стоит ли ожидать подобный формат в вашем новом проекте?
— Озорство и страсть к взаимодействию с публикой у меня в крови. Поэтому такие форматы однозначно будут дополнять основную концепцию выставки на протяжении всего месяца. Я представлю свои последние наработки в жанре хэппенинга и представлю проект «открытой мастерской» в формате интерактивной живописи. В общем, будет весело.
— Можете ли вы посоветовать что-либо желающим стать художником в современном мире?
— Для начала выработать свою позицию для ясности «Что, для кого, когда и зачем я творю? Что меня волнует и вдохновляет?». Понимание своей сущности — очень важный аспект. Посоветую больше гулять, узнавать что-то новое, знакомиться с людьми и узнавать у них, что происходит в мире, перенимать опыт у других художников и изучать тенденции в современном обществе. А самое важное конечно это быть самим собой. Не нужно врать себе и своим зрителям.
Смотрите также:
- Понять, чтобы спасти. Для чего Ижевску здание Национальной библиотеки УР? →
- Забастовку таксистов в Ижевске поддержали только 20 процентов водителей →
- В Удмуртии начинается охота на «бомбил» без лицензии →