Энергичные и плавные танцы, мелодичные песни, звуки народных инструментов: всё это коллектив «Асылъяр», который работает в Доме дружбы народов Ижевска. Ансамбль татарской музыки, песни и танца даёт своим участникам куда больше, чем просто обучение движениям и заучивание нот. Дети становятся ближе к культуре своего народа, им прививают любовь и уважение к традициям.
О том, как появился ансамбль, как и чему учат ребят, рассказала руководитель Лариса Гайнутдинова.
Сон отца
Марина Медведева, «АиФ в Удмуртии»: Когда появился ваш ансамбль и как переводится его название?
Лариса Гайнутдинова: Я собрала ансамбль «Асылъяр» в 2010 г. Тогда у нас в Ижевске прошёл федеральный Сабантуй. Сначала в коллектив, который начал работать (и до сих пор работает) в Доме дружбы народов, пришли ребята, которым было 16-17 лет. Одни занимались хореографией, другие пели. Мы начали исполнять татарские песни и танцевать. Название коллектива мы переводим как «драгоценные половинки». Над ним я думала долго. В итоге решила «спрятать» в нём память о моём отце. Начинается оно на букву А, потому что папу звали Алек. Однажды он мне рассказал, что во сне увидел, что у меня есть свой ансамбль. Эти слова стали для меня толчком, чтобы начать действовать.
– Как в вашу жизнь вошла татарская культура?
– Народная музыка и хореография всегда мне были близки. Я окончила музыкальное училище, выступала в ансамбле «Танок». Позже поступила в Московский государственный университет культуры искусств, где изучала культуру разных народов. Когда задумалась о своём ансамбле, то сначала была идея создать коллектив, исполняющий песни и танцы многих народов. В итоге всё-таки решила остановиться на том, который мне ближе. Мама у меня удмуртка, а отец – наполовину татарин, наполовину русский. Но родилась я в татарской деревне, и мои первым языком был татарский. До пяти лет я русского не знала совершенно. Начала на нём говорить только тогда, когда мы переехали в город. Татарский я не забыла, до сих пор на нём говорю. Создав свой коллектив, я начала собирать группу единомышленников, приглашая педагогов, хорошо владеющих своими направлениями. В итоге ансамбль, который начинался как хобби, стал расти и развиваться. Девочки, которые у меня занимались, пришли в коллектив уже как преподаватели. Мы начали набирать ребят с самого раннего возраста. Родители приводят малышей от двух с половиной лет. Сейчас у нас в ансамбле уже 80 детей. Наша главная цель – это сохранение и возрождение культуры и традиций татарского народа. Поэтому сейчас у нас разработана большая образовательная программа. С 2018 г. наш коллектив получил звание образцового.
Домра, курай и гармошка
– Какие направления есть в вашем коллективе сейчас?
– Кроме вокала и хореографии ребята учатся играть на традиционных инструментах, мастерить поделки, изучают татарский язык. У нас есть прекрасный педагог, который учит детей игре на музыкальных инструментах – заслуженный артист Удмуртской Республики Сергей Тепин. Он владеет игрой на многих инструментах, а если что-то не знает, то разбирается и умеет понятно и интересно преподнести материал. А инструментов у нас много: это и домра, и курай (татарская и башкирская флейта. – Авт.), и гармошки, и гусли. Пришла работать в коллектив и мама мальчика, который у нас занимался. Разиля Мубаракова – большая мастерица, ведёт у нас декоративно-прикладное творчество. Дети и вышивают, и плетут из бисера. Большую работу делают педагог по хореографии Альбина Минемухаметова, педагог по вокалу Ландыш Габдулфартова, педагог по татарскому языку Лейсерэ Юсупова.
Очень важно, что все наши направления переплетены друг с другом. Например, если мы изучаем праздник Навруз, то обязательно проводим урок декоративно-прикладного творчества. Дети узнают, для чего на этом празднике используют яйцо и что оно означает. На уроках татарского языка учим слова по теме, изучаем стихи, народное творчество, которое связано с этим праздником, танцы.
– Это большой объём информации. Дети не устают?
– Конечно, ансамбль – это дисциплина и большая работа, ведь ребята занимаются по три-четыре раза в неделю по три часа. А они ещё и в школе учатся. Иногда, конечно, устают, но им помогает дух коллектива. Мы стараемся следить за психологическим настроем ребят, проводим игры, творческие конкурсы, праздники, чтобы им было интересно. Проводим также мероприятия вместе с родителями. И всё это помогает сближать коллектив. Ребята друг за друга держатся и говорят, что ансамбль пропускать не будут, так как им интересно, у них там друзья. Конечно, ребятам нравится ездить на гастроли. Это тоже очень важно. Что касается самих занятий, то за три часа они получают разную информацию. От одного направления уставать не получается.
Родная речь пронизывает всё
– Насколько ребята заинтересованы в изучении татарского языка?
– Желание изучать язык есть и у детей, и у их родителей. Семьи, которые приводят к нам детей, говорят, что наш коллектив – это очень хорошая возможность интересно и с пользой выучить родной язык. Порой приходят дети, которые вообще не говорят по-татарски либо говорят, но слабо. А наша система, когда мы их вовлекаем в разностороннее творчество, им очень помогает. Родной язык пронизывает всё, знания мы закрепляем на хореографии и других предметах, потому что попадаются названия праздников, танцев, движений. И всё это мы называем по-татарски. Сужу по своей дочке. Она, конечно, с детства говорит на родном языке, но не всё давалось ей просто. Но когда мы в коллективе, например, ставим какие-то обрядовые сценки, то замечаю, что она произносит фразы из них. И таким образом запоминает незнакомые прежде слова и выражения.
– Как меняются дети после занятий в вашем коллективе?
– Мне всегда радостно смотреть на ребёнка, который пришёл в коллектив, ещё ничего не умея делать, а через некоторое время у него получается не просто повторять движения и слова, а даже импровизировать. Он становится увереннее в себе. Конечно, бывает печально, когда ребята взрослеют и уходят. Начинаются периоды выпускных экзаменов, на наши занятия уже нет времени. Но при этом понимаю, что коллектив дал им очень много для жизни и научил любить свой язык и культуру.