В с. Карамас-Пельга проходит фестиваль ткачества. Работы в Киясовский район привезли мастера из Татарстана, Башкортостана и Марий Эл. Свои узоры показывают и наши ткачи, а учёные УдГУ обсуждают пути развития древнего ремесла.
Специалисты уверены, что оно соединяет прошлое и будущее. И эта удивительная способность связать в одном моменте несколько десятилетий является чертой всего, что сотворено руками человека.
Откуда находка?
Этого современники не оценили и отправили сундук на свалку. Таким же заброшенным прежде было здание музея – у бывшей школьной столовой сломались двери, разбились стёкла. Его восстановили на средства колхоза и муниципалитета после того, как в Быги приехали первые туристы, которым хотелось воочию увидеть первую культурную столицу финно-угорского мира. Так настал момент наполнения сундуков стариной: одеждой и бытовой утварью. Всё это годится для любого краеведческого музея. А как пополняют коллекции музеи, занимающиеся наукой?
Личная история
Сотрудники «Иднакара» поощряют тех, кто приносит старинные предметы, но принимают не все находки. В этом случае любители старинных вещей организовывают свои личные музеи.
«Моя мама мечтала о «Зингере», но купить не смогла. Я приобрёл её в память об этом, – показывает швейную машинку пенсионер из Вавожа Виталий Микрюков. – Собираю то, что люди обычно выбрасывают. Однако коллекцию рассматривают с интересом – у каждого какая-нибудь вещица вызывает воспоминания».
«Когда я работала методистом по туризму, пришла идея возродить усадьбу родной бабушки Евдокии, – рассказывает она. – Этот дом в прошлом веке срубил мой прадед Актан. Он был незаконнорождённым и не получил семейного пая. Самовольно выбрал маленький клочок общинной земли и основал своё хозяйство. Новая власть разрешила ему расшириться, в ограду попал общинный молельный дом (куала). Общие моления здесь проходили до 1959 г., а семейные куала были почти в каждом дворе. Бабушка до своей кончины оберегала намоленное место. Особую его ауру ощущает каждый, кто приходит сюда со своими мечтами и горестями за помощью языческих богов. Место обретения силы, наверное, помогает – люди едут издалека».
Официальная программа фестиваля не включает молебенный ритуал для ткачей. Но в Центре удмуртской культуры прошла выставка лучших образцов ткачества «Тканые истории». Какую интерпретацию получат они в следующем столетии?