Старина под ногами. Как вещи открывают дверь в историю

В с. Карамас-Пельга Киясовского района приехали мастера из Татарстана, Башкортостана и Марий Эл. © / Межрегиональный фестиваль современного ручного ткачества «КРОСНА»

В с. Карамас-Пельга проходит фестиваль ткачества. Работы в Киясовский район привезли мастера из Татарстана, Башкортостана и Марий Эл. Свои  узоры показывают и наши ткачи, а учёные УдГУ обсуждают пути развития древнего ремесла.

   
   

Специалисты уверены, что оно соединяет прошлое и будущее. И эта удивительная способность связать в одном моменте несколько десятилетий является чертой всего, что сотворено руками человека.

«К нам приезжают из разных регионов  – хотят познакомиться с кухней и бытом удмуртов, – говорит директор национального Центра удмуртской культуры «Быгы» Жанна Ермолаева. – О культуре народа можно судить по предметам старины. Их передали жители с. Быги. Недавно коллекция пополнилась  личными вещами Капиталины Васильевны Емшановой из Якшур-Бодьи. Она подарила два покрывала ручной работы, подзор, самовар и два сундука. У нас уже коллекция сундуков: фабричных и самодельных, дорожных и бытовых, больших и маленьких. Дорожные сундуки целиком обиты  железом, чтобы перевозимые вещи не страдали от  осадков – передвигались-то люди на телегах. Сундуки выставили вдоль стен подобно  лавкам. Мы храним в них экспонаты. Незатейливый предмет быта,  а функциональных возможностей (сочетает в себе шкаф, стул и кровать) у него больше, чем у современной мебели».

Откуда находка?

Этого современники не оценили и отправили сундук на свалку. Таким же заброшенным прежде было здание музея – у бывшей школьной столовой  сломались двери, разбились стёкла. Его восстановили на средства колхоза и муниципалитета после того, как в Быги приехали первые туристы, которым хотелось воочию увидеть первую культурную столицу финно-угорского мира. Так настал момент наполнения сундуков стариной: одеждой и бытовой утварью. Всё это годится для любого краеведческого музея. А как пополняют коллекции музеи, занимающиеся наукой?

«Основные фонды нашего хранилища – это предметы, найденные археологами на месте древних городищ, переданные Удмуртским институтом истории, языка и литературы. Сейчас мы готовимся к приёмке находок с места раскопок Варненского могильника. К 2023 г. примем более 30 тыс. единиц хранения, – говорит зав. отделом археологии музея-заповедника Удмуртии «Иднакар» им. М.Г. Ивановой Александр Дёмин. – Кроме археологических предметов в музей поступают и случайные находки: глиняные черепки, наконечники стрел. Их приносят чуткие к истории  люди. Но как археологический экспонат эти находки мы не выставляем – они выдернуты из культурного слоя. А найти предмет старины можно прямо  под ногами. Дореволюционную бутылку из зелёного стекла с надписью «казанск. зав. иск. мин. водЪ.» я увидел у общежития Глазовского пединститута. Её во время работ достал из траншеи ковш экскаватора. У бутылки было отбито горлышко, но по надписи на тулове удалось расследовать большую страницу из прошлого глазовчан, которые потребляли  минеральные и фруктовые воды, сидр и квас, привезённые из Казани. Там было несколько предприятий по их производству, и напитки поставляли в самые отдалённые города. Теперь предстоит выяснить, кто жил в XIX-XX вв. на месте находки. Нередко исторические предметы находят на своих приусадебных участках. Так с огорода в Дебёсах к нам попал перстень с изображением воина».

Личная история

Сотрудники «Иднакара» поощряют тех, кто приносит старинные предметы, но принимают не все находки. В этом случае любители старинных вещей организовывают свои личные музеи.

«Моя мама мечтала о «Зингере», но купить не смогла. Я приобрёл её в память об этом, –  показывает швейную машинку пенсионер из Вавожа Виталий Микрюков. – Собираю то, что люди обычно выбрасывают. Однако коллекцию рассматривают с интересом – у каждого какая-нибудь вещица вызывает воспоминания».

   
   

С личной истории в старину окунулась  директор Центра удмуртской культуры в Карамас-Пельге Елена Белослудцева.

«Когда я работала методистом по туризму, пришла идея возродить усадьбу родной бабушки Евдокии, – рассказывает она. – Этот дом в прошлом веке срубил мой прадед Актан. Он был незаконнорождённым и не получил семейного пая. Самовольно выбрал маленький клочок общинной земли и основал своё хозяйство. Новая власть разрешила ему расшириться, в ограду попал общинный молельный дом (куала). Общие моления здесь проходили до 1959 г., а семейные куала были почти в каждом дворе. Бабушка до своей кончины оберегала намоленное место. Особую его ауру ощущает каждый, кто приходит сюда со своими мечтами и горестями за помощью языческих богов. Место обретения силы, наверное, помогает – люди едут издалека».

Официальная программа фестиваля не включает молебенный ритуал для ткачей. Но в Центре удмуртской культуры прошла выставка лучших образцов ткачества «Тканые истории». Какую интерпретацию получат они в следующем столетии?