Ниточка в историю. О чём могут рассказать старые вещи?

В некоторых семьях бережно сохранили наряды предков. © / Республиканский дом народного творчества

В течение жизни нас окружает множество вещей. Одними мы пользуемся долго, другие выбрасываем, когда они приходят в негодность или перестают нам нравиться. Годы идут, всё меняется. И некоторые предметы становятся раритетами или просто хранят тёплую память о прошлом.

   
   

В Республиканском доме народного творчества работает выставка «Семейная реликвия», где можно увидеть очень интересные экспонаты, которые могут многое рассказать об обычаях и традициях региона.

Ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского дома народного творчества Елена Байкова рассказала, что многие предметы для выставки собирали сами сотрудники из домашних коллекций.

«Этот год объявлен Годом семьи. Когда мы говорим о нематериальном этнокультурном достоянии, то в первую очередь обращаемся, конечно же, к самим себе, – объяснила Елена Байкова. – Кроме того, мы часто выезжаем в фольклорно-этнографические экспедиции, поэтому нередко находим интересные предметы. К сожалению, не все вещи ценили. Люди многое выбрасывали или не хранили. Многое мы находили буквально в виде тряпок. И это не преувеличение. Старинными полотенцами и старой одеждой протирали полы. Если бы они сохранились в хорошем состоянии, стали бы экспонатами выставки. Такие выставки, как наша, помогают ценить историю своей семьи, своей малой родины».

Мы расскажем о нескольких интересных экспонатах, которые можно увидеть на этой выставке.

Ныпъет – заплечную сумку-переноску для ребёнка – использовали вплоть до 1970-х гг. Фото: Республиканский дом народного творчества

 

Авторское право и оберег

На выставке можно увидеть экспонаты, в которых присутствует деталь под названием «чук». Это своеобразные кисточки или ниточки, которые можно увидеть на разных предметах быта: одежде и полотенцах, покрывалах и домотканых коврах. Елена говорит, что посетители выставки из Татарстана отметили, что в татарском языке встречается подобный термин – «щук». Он обозначает в переводе «кисть». Встречается эта деталь и у других народов Поволжья. Однако в таком значении, как в Удмуртии, чук не используется, пожалуй, нигде.

   
   

Один из сотрудников Дома народного творчества принёс в качестве экспоната платье из семьи супруги. На этом красивом наряде можно увидеть ниточки, которые, кажется, прицепились случайно, их надо убрать. Но нет. Это как раз тот самый чук.

«Это знак уважения к труду мастерицы, изготовившей наряд. Оставляли его те, кто копировал: сшил такое же платье или повторил узор. Вот такое своеобразное обозначение авторского права, – поясняет Елена. – Почему это делали? Как мы выяснили, это делалось из боязни, что у автора наряда пропадёт желание творить, исчезнет вдохновение. Такое трепетное было отношение к мастерам». 

При этом у чука есть и более широкое значение. Это ещё и оберег. Чуки до сих пор используют в некоторых районах Удмуртии во время проводов призывников в армию. На выставке есть уникальный экспонат – кисть из лент из платков. Такую кисть собирали все члены семьи. Её привязывали к запястью. А во время проводов в армию призывник ею размахивал. Так молодому человеку желали добра, чтобы служба прошла хорошо, чтобы он вернулся домой. Чуком называют также ленточку, которую сам призывник вбивал в матицу (несущая балка в избе. – Авт.) с помощью монеты. Потом, когда он приходил из армии, то доставал монету зубами, чтобы показать, что он окреп и во время службы стал мужчиной. 

Ещё одна роль чука связана с Пасхой. На севере Удмуртии бытует предпасхальный обычай – девочки привязывали ниточку на кисть руки и потом ходили из дома в дом, собирали ленточки и повязывали их на эту нитку. Из этого набора они собирают куклу-закрутку. Получается такая куколка, собранная из благих пожеланий. Делается это с намёком на то, что и у хозяйки такой куколки судьба сложится хорошо. В Шарканском районе в прежние времена чук использовался ещё в одном обычае. Молодой хозяйке дома, которая год прожила в новой семье, дарили новые грабли на сенокос и их украшали лентами, полотенцами, различными подарками, которые привязывал каждый член семьи.

Узорные полотенца и передники

Один из самых распространённых предметов быта – это полотенца с вышивкой. Раньше их было очень много в семейных сундуках. Использовали их не только в бытовых целях, но и в ритуальных. Полотенца представлены на выставке.

«От прабабушки мне досталось полотенце, которое она ткала на свою свадьбу, – говорит Елена. – В моей семье также сохранились узорные концы головного полотенца «чалма», которое носили замужние женщины. Обычно эти узорные части не стирали. Стирали белую льняную часть, которая прилегала к голове и обычно быстро изнашивалась. И именно эти узорные части сохранились и имеют большую ценность. Стоит добавить, что вышивка на полотенцах и одежде удмуртов выполнялась разными техниками, но вся она очень красива. Нередко у южных удмуртов можно найти некоторое сходство с татарскими узорами. Это объясняется соседством и взаимопроникновением двух культур».

Много на выставке и предметов одежды. Есть уникальный экспонат – хорошо сохранившийся передник из Игринского района. Он интересен тем, что представляет наряд северных удмуртов. Реликвий же из южных районов сохранилось и представлено больше.

Кенгуру для малыша

Есть на выставке ещё один любопытный предмет, аналог которого сейчас используют все родители малышей. Это ныпъет – заплечная сумка-переноска для ребёнка (или, как сейчас говорят, кенгуру) из д. Квачи Можгинского района. Раньше матери после родов сразу отправлялись в поле, поэтому детей сажали в подобие рюкзачка, который носили за плечами. Ныпъет, который можно увидеть на выставке, – красивая вещь с вытканным орнаментом.

«Такие переноски активно использовали долгие годы вплоть до 1970-х годов, – говорит Елена. – Сейчас, насколько я понимаю, тоже переделывают и используют уже в других целях, как рюкзачки».