Искусствовед и историк из Ижевска Евгений Шумилов получил одну из высших наград православной церкви. Он единственный в Удмуртии, кто стал кавалером ордена благоверного князя Александра Невского III степени. «АиФ в Удмуртии» пообщался с Евгением Фёдоровичем и узнал, над чем сейчас работает историк.
«Наберусь сил– закончу книгу об истории собора»
Евгений Шумилов родился в Ижевске 19 июня 1943 г. В этом году он отпраздновал своё 80-летие. Доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, член Союза художников России и Союза архитекторов России, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, почётный гражданин города Ижевска (2001 г.), профессор Удмуртского государственного университета. Награждён орденом преподобного Сергия Радонежского, медалью «За вклад в наследие народов России», медалью М. Т. Калашникова. Автор 28 книг об Удмуртии. Послужной список Евгения Фёдоровича можно перечислять ещё долго.
На днях к 200-летию собора Александра Невского Святейший Патриарх Кирилл наградил ижевского краеведа, трудами которого мы знаем историю многих храмов Удмуртии, орденом Русской Православной Церкви благоверного князя Александра Невского.
«Последняя награда для меня очень ценная, она относится к статусу высших. Конечно, это очень вдохновляет. Наберусь сил – и закончу к Новому году книгу об истории собора, – делится учёный. – Она уже технически написана, осталось «дошлифовать». Под этим производственным термином я имею в виду корректуру и редактирование. Переставить слова, фразы, согласовать – на всё это уйдёт ещё примерно месяц. Затем – работа дизайнера и сама печать. Презентацию назначу в следующем году».
Кстати, историк до сих пор пишет свои труды сначала перьевой ручкой с чёрными чернилами на бумаге, затем правит синими и красными чернилами, после чего переносит текст на компьютер. Происходит творческий процесс с двух ночи до шести утра. А утром краевед отправляется в архив.
Больше всего в изучении Ижевска Евгению Шумилову нравится неизвестность. Он признаётся, что и по сей день не до конца разгадал этот город.
«Тайны Ижевска ещё копать и копать. Взять, к примеру, архив оружейного завода или архив собора Александра Невского – поле непаханое для будущих поколений архивистов. Я за то, чтобы такие специалисты не фантазировали, не брали информацию из интернета, а по крупицам добывали её из архивов», – говорит Шумилов.
Например, до сих пор остаётся загадкой решение Дерябина избрать для строительства оружейного завода Ижевский железоделательный завод. Царский указ от 1807 г. не содержал упоминания об Ижевске, он предписывал основать новый оружейный завод. Дерябин тоже не указывал место, а в мае определился – ижевский завод. Что его подтолкнуло? Логика, конечно, просматривается, но однозначно утверждать невозможно, в чужую голову не заглянешь.
Сейчас доктор исторических наук регулярно проводит авторский лекторий «Неизвестный Ижевск», на котором рассказывает уникальные факты и даёт полнейшую «биографию» городских улиц.
Берш с ума бы сошёл
«На мой взгляд, архитектура современного Ижевска очень страдает от того, что должность главного архитектора города занимает строитель. Это не самое разумное решение. Строитель – это хорошо, но архитектор должен мыслить ансамблево, – считает учёный. – Взять, к примеру, новые высотки на ул. Пушкинской. Они, может, и хороши по-своему, но единого ансамбля не образуют. Золотой век советского Ижевска был при архитекторе Петре Берше (в 1968 г. назначен на должность главного архитектора города Ижевска. Стал одним из идейных вдохновителей и разработчиков Генерального плана Ижевска. – Ред.)».
Не разделяет Шумилов и решение застройки вблизи набережной.
«Бездумно вырезали много зелени. Слишком близко к набережной начали вторгаться жилые массивы в конце ул. Горького. Берш бы с ума сошёл от такого решения. Это зелёная зона, заповедная, закрытая. Зелени катастрофически мало, – возмущается Евгений Фёдорович. – Что касается каких-то небольших построек на набережной для отдыха горожан, для туристов, то пожалуйста – была бы гармония».
Как Устинов стал Ижевском?
900 дней столица Удмуртии носила имя министра обороны страны, маршала Советского Союза Дмитрия Фёдоровича Устинова. Несмотря на все заслуги видного деятеля Коммунистической партии и Советского государства, ижевчане не желали становиться устиновцами. По городу прошла волна недовольств и даже протестов. Инициаторами её стали студенты, преподаватели, работники культуры и другие представители интеллигенции.
«Сложно утверждать, что у самого Устинова была любовь к Ижевску, но определённую привязанность к нашему городу он точно испытывал. В 1933 г. он проходил производственную практику на заводе «Ижсталь», – рассказывает Евгений Шумилов. – Он должен был так и остаться на металлургическом заводе, но перспективного инженера отправили в Ленинградский артиллерийский научно-исследовательский морской институт. Потом Дмитрий Фёдорович, бесспорно, будучи руководителем военно-промышленного комплекса, многое сделал для развития Ижевска. Поэтому переименование города было своего рода прощальной благодарностью Устинову от генерального секретаря ЦК КПСС. Жителей республики оповестили об этом уже после Нового года, 2 января 1985 г. Переименование города нарушило Конституцию Удмуртской АССР. А именно – две статьи, которые содержат упоминание об Ижевске как столице, и ещё одну статью – о порядке переименования географических названий».
Вскоре в городе сформировалось общество «Экология культуры», которое собиралось на квартире Евгения Шумилова. Активисты этого кружка стали собирать подписи под требованием вернуть историческое имя Ижевску.
Евгений Фёдорович лично обошёл все «верхушки» общества, встречался с жившими тогда в Ижевске Героями Советского Союза, в том числе и с конструктором Калашниковым. Михаил Тимофеевич одним из первых подписался под обращением. Итогом работы стала папка, в которую активисты собрали более четырёх тысяч подписей. Эту папку Евгений Фёдорович доставил прямиком в ЦК.
«В результате «ижевский вопрос» рассмотрели. И в мой день рождения – 19 июня 1987 г. – партия вернула историческое имя городу. Это стало самым главным подарком мне и всем ижевчанам», – вспоминает Евгений Фёдорович.
Любимые места
Своим любимым местом в городе краевед называет ул. Пушкинскую – там, где прошло его детство. Дом располагался на углу Пушкинской и Советской. Это была каменная пятиэтажка с печным отоплением. Причём было две печки – одна на кухне, другая в комнате. По вечерам по улице изредка проезжали автомобили и отбрасывали блики света от фар на потолок – каждый раз это казалось сказочным представлением.
«Люблю небольшие улочки исторического центра, часть ул. Милиционной, Генеральский сад. Очень хочется в этот список добавить плотину, но для начала надо решить вопрос с главным корпусом оружейного завода. Пока это место вызывает одну боль».