На три дня с 1 по 3 сентября Центральная площадь превратилась в городок книголюбов, книгочеев, авторов и читателей, да и просто для всех, для кого новые знания и постоянное саморазвитие — непременное условие интересной жизни.
Вершки и корешки
Значительная часть событий фестиваля, главными организаторами которого традиционно выступают ижевские библиотеки, была посвящена миру литературы и работе со словом с самых ее азов до вершин мастерства. За «вершины» отвечали приглашенные писатели и сценаристы всероссийского уровня — писатель и журналист Александр Кабаков, детский писатель и телесценарист Владимир Сотников, автор сценариев ко многим отечественным сериалам и романист Анна Барсенева. Каждый из них терпеливо и вдумчиво рассказывал о своей профессиональной «кухне», о работе над персонажами, выдавал секреты мастерства и искал ответ на вопрос, как литература соотносится с жизнью. Говоря о профессиональном счастье, они были единодушны: главная радость для пишущего человека — закончить очередное произведение, поставить финальную точку и скинуть текст на флэшку, чтобы произведение могло начать жить своей жизнью. Владимир Сотников, впрочем, добавил, что самое большое удовлетворение испытал, когда в одной из библиотек увидел свою книгу, в пользовательском корешке которой было более ста имен детей, бравших её почитать.
Силовая тренировка для писателей
За «азы» отвечали многочисленные викторины, конкурсы и уголки ожившей истории. В одном из таких все желающие могли научиться набирать текст на старинных пишущих машинках. Казалось, что для пальцев жителей 21 века, привыкших к компьютерной клавиатуре, тут не будет ничего сложного (в конце концов, даже буквы на клавишах пишущих машинок расположены почти так же, как на современной клавиатуре), однако с первого раза ни у кого не получилось правильно заправить бумагу под валик, вращая его с помощью специальной ручки, а потом залихватским жестом сдвинуть каретку, возвращая лист бумаги к началу строки. Да и удара по клавишам старенькие машинки, лязгающие железом, где каждая литера насажена на изогнутые металлические рычаги, требовали совсем другого, чем по мягкой пластиковой клавиатуре наших дней — уверенного, резкого, сильного. «У меня пальцы от усилий начали болеть после набора пяти строк, хотя дома, когда вдохновение приходит, на своем ноутбуке я печатаю по 10 страниц в день. Теперь представляю, какие сильные пальцы были у Хемингуэя или Ремарка!», — говорит начинающий ижевский прозаик Андрей Перевощиков.
Ярмарочный балаган
По обыкновению почти весь периметр фестивального шатра заняли прилавки республиканских и российских издательств — для них это возможность предложить читателям свои книги, художественные альбомы и подарочные издания по собственным ценам, без магазинной «накрутки». Однако в этот раз людей у прилавков с беллетристикой было меньше, чем в прошлые годы: по словам постоянных читателей, многие приехавшие на «ЧИЖ» московские издательства неожиданно выставили цены едва ли не выше магазинных, между тем опытные книголюбы уже привыкли заказывать литературу в сетевых магазинах, дожидаясь выгодных скидок.
«На фестивале я увидела свежие романы Дины Рубиной, Алексея Иванова, Захара Прилепина, Владимира Сорокина, которые продавались дороже, чем в интернет-магазинах. Это значит, что как книжная ярмарка фестиваль перестает быть актуальным», — поделилась своим мнением 47-летняя любительница чтения из Завьялово Анастасия Петрова, которая приехала в субботу в Ижевск специально на «ЧИЖ». Советовал своим читателям покупать его новый роман «Улыбка Эллы» в сети, а не на фестивале и писатель Владимир Сотников: дешевле получится.
Питательная среда
Литература была не единственной темой книжного фестиваля — скорее, «ЧИЖ» объединил всех тех, кто, как пел Высоцкий, нужные книги в детстве читал, и в этом же духе воспитывает своих сыновей и дочерей. Тут пели под гитару, танцевали фокстрот и джаз, играли в интеллектуальные игры. За большим столом на мастер-классе по изготовлению мечей увлеченно полировали деревянные клинки наждачной бумагой не только мальчишки, но и девчонки.
«Моим героем в детстве были Маленькая Разбойница из «Снежной королевы» Андерсена и Ронья, дочь разбойника, из одноименной повести Астрид Линдгрен, а восьмилетней дочери Эльмире я своими словами пересказываю эпос Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени», по которому снят сериал «Игра престолов». И, конечно, ей очень нравится Арья — девочка с мечом, которая научилась защищать себя и свою семью. Так что деревянный меч, который она тут мастерит, она собирается назвать Иглой – как и шпагу своей любимой героини», — смеется над стереотипами о том, что девчонки не дерутся, 35-летняя Резеда Муллахметова, наблюдая, как увлеченно возится с деревянным оружием её темноглазая дочь.
И, судя по горящим глазам ижевских библиотекарей и посетителей фестиваля, в шестой раз «ЧИЖ» прилетит в город через год.