Хобби порой превращается в источник заработка, а иногда увлечение одного человека изменяет целый населённый пункт. В некоторых районах энтузиасты возрождают национальные ремёсла.
К примеру, в МО «Тарасовское» Сарапульского района выделили деньги на приобретение гончарного круга и печи для обжига.
«Идеей возрождения древнего ремесла загорелась методист сельского Дома культуры Светлана Ильина, – говорит глава сельского поселения Александр Мокрушин. – Она ведёт кружки. И к ней приходят заниматься плетением, икебаной, оригами взрослые и дети. Кто-то вполне сможет гончарным делом овладеть профессионально и превратить его в дополнительный источник дохода. Изготовление керамической посуды в наших краях было распространено до середины прошлого века. А те же жбаны и крынки в быту использовались ещё в 70-е годы. Именно по глиняным черепкам археологи установили пребывание древних племён на нашей земле в I-V в. н. э. Потенциальные современные гончары сырьём обеспечены, как и их предшественники. На высоких берегах Камы просматриваются пласты глины разной расцветки. Архивные материалы указывают на конкретное место залежей этого материала. Глину, пригодную для изготовления посуды, в прошлом столетии добывали в районе д. Ваганы».
Спрос выше предложения
Использование природных материалов лежит в основе всех народных промыслов. Многие из них дошли до наших дней.
«Северные районы Удмуртии богаты лесом. Наши предки использовали древесину, корни, кору, бересту, лыко, берёзовый наплыв, ивовый прут, – говорит Евгения Владыкина, заведующая филиалом Кезского дома ремёсел. – Изготавливали мебель, посуду, рабочие инструменты, обувь, игрушки и т. д. До наших дней в неизменном виде дошли лущение древесины и плетение из лозы, лыка, еловых корней – есть спрос на посуду и хозяйственный инвентарь. Случается, спрос превышает возможности мастеров. До недавнего времени лозу перерабатывала для реализации только семья Ваулиных из Кулиги. Сейчас этим ремеслом увлёкся Владимир Жигалов из райцентра. И произошло это почти случайно. Он сопровождал свою супругу на курсы ткачества, увидел выставку корзин и решил овладеть ремеслом лозоплетения. Сейчас оно приносит в их семейный бюджет дополнительные деньги».
А ткачество у Жигаловых не прижилось. Это ремесло, популярное среди мастериц из северных районов ещё в 80-е годы прошлого столетия, вытеснили фабричные технологии. Хотя ткацкие станки, на которых перерабатывают изношенную одежду в половики, в северных деревнях всё ещё можно встретить. В южных районах механизированное изготовление половиков исчезло. Зато широко практикуется вязание круглых половичков крючком. А ткут современные ткачи-надомники пояса. Этот элемент народного костюма, который изготавливали и удмурты, и русские, с особенным орнаментом, органично перешёл в пошив одежды в этническом стиле.
Дороже штамповки
«Рукоделие не может конкурировать с производственным конвейером. Эксклюзивная вещь всегда дороже фабричной штамповки. На её изготовление у мастера уходит много времени, сил и средств, если материал для творчества используется промышленный. А ещё мастер вкладывает в своё творение тепло своей души. Я никогда не встречала мастера с неуживчивым характером. Это всегда добрые и жизнерадостные люди, – говорит Екатерина Лекомцева из Кеза. – Я люблю разные виды рукоделия. Но все свои увлечения стараюсь монетизировать. Труд должен приносить деньги. В противном случае увлечение человека может попросту разорить. Но творец и маркетолог в одном человеке встречаются очень редко. Поэтому изделия мастеров – эксклюзивные и добротные – чаще всего с мастерами и остаются. А невостребованность убивает творческие устремления. Между мастерами и покупателями должно быть связующее звено. По задумке чиновников ими должны были стать Дома ремёсел. Частично это произошло».
«Увлечение нельзя рассматривать только через призму извлечения дохода. Это возможность реализовать себя, найти место в обществе, скрасить досуг, – говорит Татьяна Кибардина, депутат Можгинского районного совета. – Режим самоизоляции подарил много свободного времени. Интересно и с пользой его проводят увлечённые люди. Николай Кузьмин из д. Юдрук Можгинского района изготавливает новые элементы декора для родника. В деревне всего 28 домов. Клуба или иного здания, где жители могли бы собраться, нет. Но в центре деревни есть родник. До 2015 г. он походил на маленькое болото. Тогда Николай и задумал отремонтировать покосившийся павильон родника. Его идею с радостью подхватили. Без бюджетных средств мужчины самостоятельно построили здание с купелью в виде часовни, а рядом соорудили длинную веранду. Женщины организовали цветники. Сейчас на этом месте проходят все праздники. Оно стало гордостью жителей, поэтому они продолжают его облагораживать. А всему началом стало увлечение Николая Кузьмина, который из древесины мастерил игрушки для своих детей».