Вероника Фёдорова: как сыграть рок на национальном удмуртском инструменте

Волна «креземании»

   
   

Справка
Крезь - национальный инструмент удмуртов - внешне напоминает русские гусли и карельскую кантелу, но с иным внутренним резонатором, дающим своеобразный звук. Древний крезь использовался в языческих обрядах, на праздниках и выглядел по-разному. Был крезь-юсь - в форме лебедя, крезь-пыж - в форме лодки, крезь-стол. На некоторых струны натягивались в двух плоскостях, и играть можно было двумя руками.
Возрождение крезя началось более 30 лет назад, во время раскопок средневекового удмуртского городища Иднакар. Тогда археологи обнаружили костяную подставку - часть какого-то струнного музыкального инструмента. Его корпус имел сферичную форму, а струны были металлическими, точнее, серебряными. Его последние действующие экземпляры и музыкантов-крезистов, или крезьчи, как их называли в народе, ещё можно было разыскать в деревнях в 1970-е гг.

Первым мастером-профессионалом и музыкантом-крезистом стал Сергей Кунгуров, выпускник Петрозаводской консерватории. На основе подставки из Иднакара и существующих образцов он восстановил все виды инструмента, усовершенствовал их, освоил как исполнитель, начал обучать детей, выпустил учебник, организовал оркестр народных инструментов с ансамблем крезистов.

Потом крезь покорил Воткинск, город, где родился Пётр Чайковский. На родине композитора прокатилась настоящая волна «креземании». Люди в домашних условиях пилили, строгали, выискивали в ельниках подходящие деревья. А в воткинской школе искусств № 1 появились энтузиасты-педагоги - Владимир Корепанов, Сергей Трофимов. Сейчас в этом городе крезистов готовит сначала школа искусств, а среднее специальное образование даёт музыкально-педагогический колледж.

Сказка об инструментах

Впрочем, в республике интерес к крезю невысок. В Ижевске школы искусств обходят стороной этот инструмент, преподают игру на нём лишь в Республиканской детской школе искусств. В Республиканском музыкальном колледже читают только ознакомительный курс. Удмуртский государственный университет, к сожалению, прекратил подготовку специалистов по направлению «народные и традиционные инструменты».

Но есть и такие люди, кому небезразлична судьба крезя.

   
   

Досье
Вероника Фёдорова родилась в 1987 г. в Ижевске. Выросла в д. Большие Сибы Можгинского района. Окончила музыкальное отделение Воткинского педколледжа, институт искусств и дизайна Удмуртского госуниверситета. Открыла свою школу игры на крезе, преподаёт в республиканском музыкальном колледже.
Как сегодня себя чувствует этот музыкальный инструмент и можно ли ижевчанам научиться на нём играть, рассказывает Вероника Фёдорова, исполнительница и преподаватель.

- Многие думают, что на крезе можно исполнять только народные мелодии. Всё это не так. Ко мне на занятия приходят самые разные люди, с разными музыкальными пристрастиями, они хотят исполнять и поп-музыку, и рок, - рассказывает Вероника. - Крезь уже давно вышел из среды только традиционного инструмента. На нём можно сыграть и народную музыку, и различные кавер-версии известных хитов. Сегодня существуют как 5-струнные крези, так и 24-струнные электрокрези. Нужно лишь научиться на них играть. Но начинать лучше с раннего детства. Поэтому сегодня мы с музыковедом Ириной Пчеловодовой разрабатываем проект для детей, который называется «Музыкальная сказка о происхождении традиционных удмуртских инструментов». Хочется, чтобы этой сказкой заинтересовались в детских садах и музыкальных школах, и ребята уже с юных лет получали представление о национальных музыкальных инструментах.

В республике есть всего лишь несколько школ искусств, где можно обучиться игре на этом инструменте. Фото: Из личного архива Вероники Фёдоровой

С частичкой души

В древности крезь изготавливали из ели, на которую указывал ударом молнии Бог. Оттого и звучание крезя называли мелодией небесной росы.

Корпус крезя делали из еловых досок в виде полукруга, струны натягивали между фигурным деревянным держателем и колками. Также для улучшения качества звучания внутри корпуса натягивали внутренние резонирующие струны.

Доски для крезя «закаливались»: вымачивались в горячей воде несколько раз и сушились до 3 лет, затем отшлифовывались - чтобы «звонче звучало». Гнутые, они крепились под углом к деке с помощью клея или деревянных штифтов. Покрывали инструмент конопляным маслом.

Сегодня в республике достаточно мастеров, которые готовы сделать крезь на заказ. Стоить такой инструмент будет от 5 до 18 тыс. рублей, в зависимости от количества струн и вида крезя.

Ещё есть возможность взять инструмент в аренду, чтобы научиться играть. Тогда нужно будет отдать около 500 рублей в месяц.

Самый интересный вариант - самому сделать крезь. В Ижевске, при детском подростковом клубе «Волна», есть мастерская по изготовлению таких инструментов. Под руководством мастера Сергея Капустина любой желающий может сделать своими руками крезь, вложив в него частичку души.

Смотрите также: