Деньги для деревни. Какой эффект они принесут?

Сейчас вместо 20-30 доярок на фермах заняты максимум пять операторов машинного доения. © / Алексей Витвицкий / АиФ

   
   

Удмуртия будет участвовать в новой Программе комплексного развития сельских территорий, которая заработает в 2020 г.

Бюджет предполагает ежегодное выделение 170 млрд руб. на развитие инженерной инфраструктуры, социальных объектов на селе, на кадровое обеспечение сельскохозяйственного производ­ства.

Государственные инвестиции будут нацелены на то, чтобы из села не хотелось уезжать. Об этом на недавней пресс-конференции заявила министр сельского хозяйства и продовольствия УР Ольга Абрамова.

Замкнутый круг

Вероника Веретенникова третий год работает агрономом в СПК «Колхоз им. Чапаева» (Балезинский район). На профильный факультет Пермской сельскохозяйственной академии она поступила в числе 38 абитуриентов, а окончила – в числе десяти. Из этой десятки в деревню она вернулась одна. Восемь её сокурсников перепрофилировались сразу. Десятая однокурсница поступила в аспирантуру и сельскохозяй­ственную практику не забросила ради теории.

«Случайных людей среди абитуриентов оказалось много из-за низкого проходного балла, – вспоминает молодой специалист. – Они шли исключительно за дипломом о высшем образовании, а мой выбор изначально был осознанным. Мне хотелось жить и работать в деревне, хотя надо мной откровенно смеялись. Мол, два высших образования – и деревня. А негативное восприятие сельской жизни у молодёжи связано с тем, что здесь «цивилизации нет». Сельскому жителю развиваться трудно. Взрослые могут съездить в город, прикоснуться к культуре. Глазов, к примеру, от нашего Воегурта недалеко. А как быть детям?»

В сёлах закрываются сады и школы. В соседнем Нововолкове школу закрыли, на очереди – детский сад. Конечно, ходит автобус. Но после уроков ребёнку надо бы в кружках заниматься, а он думает о том, что домой возвращаться скоро – на автобус бы не опоздать.

   
   

Детские учреждения в сёлах закрываются из-за неукомплектованности. Нет детей – нет школы. Нет школы – нет детей. Этот замкнутый круг в своё время пытался разорвать первый президент Удмуртии. Школы строили в самых отдалённых деревнях. К примеру, на открытие учебного заведения в Гыбдане из Кизнера на автомобиле пришлось добираться больше часа. Добротное здание по назначению использовали не больше десяти лет. Наличие школы не повысило рождаемость. Вслед за Гыбданской закрылась двухэтажная школа в Русской Косе. Тоже новая.

Куда ни кинь – всюду клин

«Деревню может спасти производство», – заговорили тогда чиновники. Но и сельскохозяйственное производство переходит на высокотехнологичные рельсы. Сейчас вместо 20-30 доярок на фермах заняты максимум пять операторов машинного доения. Поля бороздят два-три мощных трактора вместо десятка. А кроме фермы и поля иных объектов для трудоустройства в большинстве деревень нет.

Доходы можно получить с личного подворья. Известно, как развито мелкотоварное производство того же мяса в Алнашском и Малопургинском районах, наиболее многочисленных сельских территориях. Взаимосвязь очевидна. Но государственная политика последних лет настойчиво искореняет богатое домовладение. Продукция частника не выдерживает ценовой конкуренции с товаром агрохолдингов. Да и в реализации этой продукции одни трудности.

Нельзя утверждать, что деревни и сёла Удмуртии пустеют стремительно. В процентном соотношении к городскому населению численность сельчан почти стабильна: 1980 г. – 34 %, 1990 г. – 29,86 %, начало нулевых и сейчас – чуть больше тридцати. Почему власти отважились на столь масштабные инвестиции? В 2018 г. по всем направлениям удмуртские сёла получили 759,5 млн руб., а нынче только во втором полугодии нужно освоить 1 млрд 222,3 млн руб. Насколько эффективными будут эти вложения – покажет время.

Смотрите также: