Аграрии республики заканчивают обмолот зерновых. Но техника с полей не уходит. Одновременно с уборкой урожая продолжаются заготовка кормов, сев озимых и вспашка зяби.
На хлебной ниве
Полевые работы проходят с азартом. Между сельхозпредприятиями идёт негласное состязание за первенство. И это понятно: перестоявшие хлеба осыпаются.
Нынче первыми на финиш уборочной подошли хлеборобы сельхозкооператива «Колос» Вавожского района. Здесь уборка закончилась 28 августа. 1 сентября всё зерно нового урожая с полей доставили в сельхозкооператив «Парзинский» Глазовского района. 2 сентября зерновые комбайны вернулись в СПК «Родина» Граховского района, ООО «Русская нива» Сарапульского района и в пять хозяйств Можгинского района.
Скорость в уборке зерна – не главный показатель. Об эффективности земледелия говорит урожайность. В Вавожском районе в среднем она составила 35,2 ц с гектара, в Можгинском – 29,5, Граховском – 28,3. У отдельных сельхозпредприятий скорость и урожайность совпали. Вавожский «Колос» собрал 37 ц с гектара. Граховская «Родина» также намолотила больше среднерайонного показателя – 34,7 ц. А вот «Парзинскому» удалось получить только 15,9 ц. Такую сравнительно невысокую урожайность получили во многих хозяйствах северной и центральной зон Удмуртии. А средняя урожайность по республике превысила 23 ц. И валовой намолот оказался выше ожидаемого.
Прибыльный бизнес
Удачным оказался год для хлеборобов всей страны. По оценке экспертов, за всё постсоветское время зерно в таких объёмах намолочено едва ли не в первый раз. И этот показатель объясним не только благоприятной погодой. Современные технологии, применяемые в сельском хозяйстве, минимизируют климатический фактор, хотя отрасль по-прежнему остаётся цехом под открытым небом.
«За несколько последних лет удалось изменить восприятие сельского хозяйства как нерентабельной и рискованной отрасли, – сказал, оценивая итоги прошлого хозяйственного года, отраслевой министр РФ Дмитрий Патрушев. – Сформировалось понимание, что это современный и прибыльный бизнес».
А интерес к себе он вызывает и у крупных инвесторов, и у малых предпринимателей. Последним ещё десятилетие назад успеха на земле не сулили: маломощные хозяйства не могут заработать на высокотехнологичные механизмы. А без них конкуренции не выдержать. Но председатель правительства РФ Михаил Мишустин признал, что рост показателей в 2019 г. в сельском хозяйстве произошёл не только благодаря крупным агрохолдингам. На треть увеличились объёмы сельхозпродукции, производимой фермерами. А стимулом для этого стали государственные гранты.
С учётом господдержки рентабельность сельского хозяйства в Удмуртии за семь месяцев 2020 г. составила 16,2 %. На фоне региональной экономики, пострадавшей от эпидемии коронавируса, это убедительная и максимальная на данный момент цифра. Спрос на сельхозпродукцию не снижается. С учётом этого в республике идёт разработка программы развития отрасли на следующие пять лет.
На суд аграриев чиновники Министерства сельского хозяйства и продовольствия предложили три варианта поддержки.
1) Сохранение существующего формата субсидирования. А это 2,3 млрд руб. в год и рост показателей на 2-3 %. 2) Доведение господдержки до 2,6 млрд с преимущественным возмещением прямых затрат на средства производства. 3) Интенсивное развитие с учётом новых направлений производства. Аграрии поддержали третий вариант.
Со следующего года главной инвестиционной мотивацией сельхозпроизводителей станут размеры субсидий. Чем больше произвёл мяса, молока – тем больше получил поддержки от государства. Хороший, деловой подход. Но урожайным выдаётся не каждый год. Чиновники утверждают, что сельское хозяйство перестаёт быть рискованной отраслью. Но только за последнее десятилетие на памяти два засушливых и одно дождливое лето. В такие годы высокого урожая не получить. Если продукции будет меньше, уменьшится объём поддержки.
Курс на развитие новых направлений наверняка приведёт к расширению ассортимента сельхозпродукции. Уже сейчас организованы фермы, где разводят коз, кроликов, гусей. Десятилетие назад об этом селяне даже не мечтали, потому что базовым продуктом при господдержке оставалось молоко. И под его производство подстраивалось земледелие. Сельское хозяйство республики меняется на глазах.